Среда, 08.05.2024

< Владимир Путин подписал закон о создании Фонда перспективных исследований
19.10.2012 00:01 Давность: 12 yrs

Система OGLE-2012-BLG-0026L: два гиганта за снеговой линией

Ученые из проекта OGLE EWS объявили об открытии второй многопланетной системы, обнаруженной методом микролинзирования.

17 октября 2012 года в Архиве электронных препринтов появилась статья международной группы астрономов из проекта OGLE EWS (Optical Gravitational Lensing Experiment Early Warning System = Эксперимент по оптическому гравитационному линзированию с системой быстрого оповещения) об открытии двух холодных планет у звезды галактического балджа. Это вторая многопланетная система, обнаруженная методом микролинзирования, первой была OGLE-2006-109L.
Явление гравитационного микролинзирования происходит, когда три объекта – звезда-источник, звезда-линза и наблюдатель оказываются почти точно на одной прямой. Гравитационное поле звезды-линзы искривляет лучи звезды-источника, что приводит, с точки зрения наблюдателя, к усилению (иногда в десятки и сотни раз!) блеска последней. Анализируя кривую блеска, можно оценить массу звезды-линзы, ее скорость поперек луча зрения и другие параметры. Если же рядом со звездой-линзой есть планеты, их гравитационное поле внесет искажение в итоговую кривую блеска (на характерной симметричной кривой появятся дополнительные пики и провалы).

Событие микролинзирования OGLE-2012-BLG-0026 было зафиксировано 13 февраля 2012 года на 1.3-метровом Варшавском телескопе, расположенном на обсерватории Las Companas в Чили. К наблюдениям сразу же подключилось шесть телескопов, входящих в сеть Microlensing Follow-Up Network (μFUN). В максимуме блеск звезды-источника усилился в 129 раз!

Кривая блеска OGLE-2012-BLG-0026. Гравитационное влияние двух планет рядом со звездой-линзой исказило симметричную форму кривой, свойственную микролинзированию на одиночном точечном объекте (показана пунктирной линией). Разноцветными точками показаны данные наблюдений, полученные различными телескопами.

Проанализировав полученные данные, астрономы пришли к выводу, что звезда-линза удалена от нас на 4.08 ± 0.30 кпк и имеет массу 0.82 ± 0.13 солнечных масс, т.е. является звездой главной последовательности спектрального класса G или раннего K. Рядом с ней находятся две планеты: тяжелый нептун массой 0.11 ± 0.02 масс Юпитера (35 ± 6.4 масс Земли) и планета-гигант массой 0.68 ± 0.1 масс Юпитера. Проекция на небесную сферу расстояния между нептуном и родительской звездой оценивается в 3.82 ± 0.30 а.е., а между планетой-гигантом и звездой – в 4.63 ± 0.37 а.е. Таким образом, обе планеты оказываются далеко за снеговой линией, расположенной в этой системе на расстоянии 1.8-2.4 а.е. от звезды.

После открытия этой системы количество планет, обнаруженных методом микролинзирования, достигло восемнадцати.