Четверг, 02.05.2024

< Полеты во сне и на Луну
16.10.2012 00:01 Давность: 12 yrs

Транзитная планета в 4-кратной иерархической звездной системе

Изучая кривые блеска, полученные космическим телескопом им. Кеплера, волонтеры из проекта Planet Hunters («Охотники за планетами») обнаружили транзитную планету, входящую в состав четырехкратной звездной системы.

Обнаружение транзитных планет, вращающихся сразу вокруг пары звезд как целого, представляет собой трудную задачу для автоматического поиска. Математический алгоритм, хорошо справляющийся с обнаружением периодических транзитных сигналов, «пробуксовывает» в ситуации, когда из-за взаимного движения звезд время наступления транзитов сильно меняется. И в этой ситуации на помощь автоматике приходят люди.
В рамках проекта Planet Hunters волонтеры изучают кривые блеска 160 тысяч звезд, наблюдаемых Кеплером. Для удобства кривые блеска «режутся» на 30-дневные фрагменты и изучаются 5-10 волонтерами независимо друг от друга.
11 мая 2011 года один из волонтеров Киан Джек (Kian Jek) обратил внимание на необычные особенности на кривой блеска затменно-переменной двойной KIC 12644769, впоследствии названной Kepler-16. Так была открыта первая P-система Кеплера (P-системами называют планетные системы, в которых планета вращается вокруг пары звезд как целого). Впоследствии было открыто еще несколько таких планетных систем (Kepler-34, Kepler-35, Kepler-38 и Kepler-47).

Изучая кривую блеска затменно-переменной звезды KIC 4862625, волонтер Роберт Гаглиано (Robert Gagliano) обнаружил две транзитоподобные особенности, разделенные периодом 137 суток. 2 марта 2012 года на форуме Planet Hunters он предположил, что перед нами еще одна P-система. К ее изучению немедленно подключились другие участники проекта. Проанализировав кривую блеска за 11 кварталов работы космического телескопа им.Кеплера, они нашли семь транзитов новой планеты.
Итак, затменно-переменная двойная KIC 4862625 состоит из двух компонентов, названных Aa и Ab. Главный компонент (Aa) – звезда главной последовательности спектрального класса F7, чья масса оценивается в 1.528 ± 0.087 солнечных масс, а радиус – в 1.734 ± 0.044 солнечных радиусов. Второй компонент – М-карлик массой 0.408 ± 0.024 солнечных масс и радиусом 0.378 ± 0.023 солнечных радиусов. Обе звезды вращаются вокруг общего центра масс по орбите с большой полуосью 0.1744 ± 0.003 а.е. и эксцентриситетом 0.212 ± 0.005, и делают один оборот за 20 земных суток. Планета вращается вокруг обеих звезд, но проходит по диску только одной из них (главного компонента Aa).

Орбитальная конфигурация системы KIC 4862625. В верхней части рисунка в едином масштабе отображены орбиты звезд Aa+Ab и планеты b. В нижней части рисунка в большем масштабе отображена область, очерченная тонкими вертикальными линиями, как она выглядит при взгляде с Земли. Удаленная пара звезд (Ba+Bb) не показана.

Радиус планеты KIC 4862625 (Aa+Ab) b составляет 6.18 ± 0.17 радиусов Земли, т.е. она обладает размерами, промежуточными между размерами Нептуна и Сатурна. Гигант вращается вокруг барицентра системы по почти круговой орбите с большой полуосью 0.634 ± 0.011 а.е. и эксцентриситетом 0.054 ± 0.008, и делает один оборот за 138.4 земных суток. Авторы открытия оценивают температуру планеты в зависимости от ее альбедо в 524-613К.
Верхний предел на массу планеты составляет 169 масс Земли (0.53 масс Юпитера). Скорее всего, реальная масса планеты в несколько раз меньше.

На этом история не закончилась. Изучая снимки окрестностей звезды KIC 4862625 на телескопе им. Кека, астрономы обнаружили на расстоянии 0.7 угловых секунд от нее еще одну звезду, которая оказалась спектральной двойной. Лучевые скорости барицентров обеих звездных пар оказались очень близки (18.18 ± 0.03 и 19.12 ± 0.49 км/сек), что при взаимном расстоянии ~1000 а.е. говорит о физической связанности этой системы. Вторая звездная пара оказалась состоящей из солнцеподобной звезды спектрального класса G2 V (компонент Ba) и красного карлика спектрального класса M2 V (компонент Bb), разделенных расстоянием 40-60 а.е. Таким образом, новая транзитная планета оказалась частью иерархической 4-кратной звездной системы.