Вторник, 30.04.2024

< В микросхемы для ГЛОНАСС вложат миллиард
23.09.2012 00:02 Давность: 12 yrs

Обнаружен компаньон у звезды-хозяйки ретроградного горячего юпитера HAT-P-7 b

Японские астрономы обнаружили на глубоких снимках Субару рядом со звездой HAT-P-7 тусклую красную звезду и подтвердили их физическую связь. Наличие звездного компаньона позволяет объяснить резкий наклон орбиты горячего юпитера HAT-P-7 b с помощью эффекта Козаи.

Примерно треть транзитных горячих юпитеров вращаются вокруг своих звезд по орбитам, резко наклоненным к экватору своей звезды. Некоторые из них находятся на полярных и даже ретроградных орбитах. Такие орбиты невозможно объяснить за счет одной только миграции планеты в протопланетном диске. Для их объяснения привлекают гипотезы планет-планетного рассеяния или эффект Козаи – т.е. постепенное изменение наклонения и эксцентриситета орбиты более легкой планеты за счет гравитационного взаимодействия с массивным небесным телом (коричневым карликом или второй звездой) на более широкой орбите.
Однако далеко не все ретроградные горячие юпитеры вращаются вокруг звезд, входящих в двойные системы. Ну, или, по крайней мере, далеко не у всех звезд, имеющих планеты на резко наклонных орбитах, обнаружены звездные компаньоны. Может быть, плохо ищем?

20 сентября 2012 года в Архиве электронных препринтов появилась статья большого коллектива астрономов, посвященная поиску звездных компаньонов у звезды HAT-P-7, рядом с которой вращается транзитный горячий юпитер HAT-P-7 b. Наклонение орбиты HAT-P-7 b, измеренное с помощью эффекта Мак-Лафлина, превышает 86 градусов, т.е. она является ретроградной или полярной. Японские астрономы делали глубокие снимки ближайших окрестностей HAT-P-7 с помощью 8.2-метрового телескопа Субару с интервалом в 2 года. В 2010 году на этих снимках были обнаружены две слабые звезды, которые могли бы быть спутниками HAT-P-7. В 2012 году выяснилось, что одна из этих звезд явно является звездой фона, зато вторая – тусклый красный карлик спектрального класса M5.5 V – имеет то же собственное движение, что и HAT-P-7, и расположена от нас примерно на том же расстоянии. При угловом расстоянии в 3.9 угловых секунд и удаленности в 320 +50/-40 пк звезды разделяет линейное расстояние 1240 +190/-160 а.е. (в проекции на небесную сферу).
Может ли гравитационное взаимодействие со звездным компаньоном HAT-P-7 объяснить резко наклонную орбиту HAT-P-7 b? Японские астрономы считают, что вполне – во всяком случае, характерное время изменения элементов орбиты горячего юпитера за счет эффекта Козаи оказывается сравнимым с возрастом системы (2.14 ± 0.26 млрд. лет).

Источники: http://arxiv.org/pdf/1209.4422v1.pdf