Суббота, 20.04.2024

< Компактная пятипланетная система KOI-500: ожерелье суперземель
27.08.2012 03:01 Давность: 12 yrs
Категория: Солнечная система

Ось левшей ставит под сомнение однородность крупномасштабной структуры Вселенной

Вверху: галактика М101 «Вертушка». Внизу: галактика Млечный Путь. Хиральность, как видим, бывает разной даже у галактик. (Иллюстрации NASA, ESA.)

Вот так всегда: не успели мы написать, что вещество во Вселенной распределено равномерно на масштабах более 300 млн световых лет, как...

Нет, вещество всё ещё располагается именно так. Только легче от этого не становится: распределено-то оно равномерно, а вот закручено — не вполне.

В 2011 году исследование, проведённое на основе данных Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey, SDSS) и имевшее дело с информацией по 15 158 галактикам, показало следующее: хотя доминирующие во Вселенной спиральные галактики, делящиеся на «правшей» и «левшей», кажутся распределёнными равномерно, при взгляде на 25˚ в сторону от северного полюса нашей Галактики (он находится точно над её центром) обнаруживается, что именно вдоль этой линии левозакрученные спиральные галактики преобладают над правозакрученными. В этом «ряду левозакрученных» последняя галактика была удалена от нас на 1,2 млрд световых лет.

А сейчас Лиор Шамир из Технологического университета Лоуренса (США) автоматизировал процесс учёта хиральности галактик и при помощи разработанного им ПО заглянул дальше в глубь Вселенной. В общей сложности учёные уделили внимание 250 000 галактик, лежащих от нас на расстояниях до 3,4 млрд световых лет. Использовались данные как SDSS, так и проекта «Галактический зоопарк» (Galaxy Zoo).

И вновь вдоль одной линии удалось найти преобладание левозакрученных спиральных галактик над правозакрученными. Вот только линия была отклонена на 60˚ к южному полюсу Млечного Пути. Две оси — исследования 2011 года и нынешнего — разделены 85˚, однако из-за своей неоднородности и отклонений от общей прямой они, может статься, являются участками одной и той же слегка неправильной линии. Что тут можно сказать? «Наблюдение такое странное, что трудно интерпретировать его смысл, — рассуждает г-н Шамир. — Повторяющаяся структура Вселенной на столь крупном масштабе — это не то, что мы ожидали увидеть».

Печаль ситуации состоит не только в том, что эйнштейновские уравнения базируются на равномерной структуре Вселенной. Если в определённом направлении и впрямь доминируют галактики, закрученные в одну сторону, то получается, что Вселенная в целом также закручена в одну сторону, имеет спин, собственный момент импульса вращения. Ясно, что этот момент она не могла обрести или потерять. Иными словами, она с ним родилась. Но что стало причиной этого вращения Вселенной? По отношению к чему она, строго говоря, вращается?

Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Physics Letters B, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Как вы уже догадались, многие астрономы уже (ещё до начала дискуссии) заявляют, что налицо, мол, ошибка телескопов, проводивших Слоановский цифровой обзор, или ошибка считывания информации с камеры, или... В общем, причин для ошибок может быть много. То же, напомним, говорили после первого исследования 2011 года, и именно это заставило Лиора Шамира выполнить критикуемую сейчас работу. Неясно, правда, почему предполагаемые ошибки выстроились строго по одной оси.

То же было и в 2005 году, в момент обнаружения пресловутой «оси зла». Однако затем специалисты НАСАобъявили, что речь, скорее всего, идёт о статической флуктуации. Но «скорее всего» — аргумент не очень убедительный…

Впрочем, только астрономический мейнстрим (устами г-н Шамира) «не знает, как интерпретировать» столь «неожиданное» наблюдение. А кто-то ждал его, как ребёнок ждёт подарка на Новый год. Зовут благополучателя Никодем Поплавски, и, как «КЛ» уже писала, он полагает, что все мы находимся внутри чёрной дыры, находящейся в пра- или над-Вселенной, а чёрная дыра эта на деле и есть наша Вселенная. Поскольку ЧД происходят от звёзд, то, как и родительская звезда, ЧД (нашей Вселенной) неизбежно вращается. Отсюда и её закрученность (на мысль о которой наталкивают результаты г-на Шамира), предположенная г-ном Поплавски много лет назад. Соответственно, теоретизировал он, вся наша Вселенная должна иметь параметры вращения ЧД, в которой она находится. Часть спиральных галактик при этом должна быть закручена влево, а часть (пространственно противоположная) — вправо.

Отметим, что пока, за исключением теории Поплавски, других гипотез, объясняющих данные последних наблюдений, нет. Осталось только доказать, что наблюдения эти верны.

И за этим дело не станет: уже запланировано исследование галактик с помощью Большого обзорного телескопа, строящегося в Чили и готовящегося ко вводу в 2015 году.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Текст: Александр Березин