Понедельник, 29.04.2024

< Тропики начали вторжение в Арктику
04.08.2012 04:22 Давность: 12 yrs
Категория: Земля

52 млн. лет назад в Антарктиде «колосились» пальмы

Международная исследовательская группа обнаружила свидетельства очень тёплого периода, наступившего примерно 52 млн. лет назад, в образцах породы, извлечённых с морского дна близ Антарктиды.

Учитывая предсказанный рост мировой температуры в ближайшие десятилетия, климатологов особенно интересуют тёплые периоды, пережитые нашей планетой в далёком прошлом. Знание об этих эпизодах поможет лучше понять связь между изменением климата, колебаниями атмосферной концентрации углекислого газа и реакцией биосферы.

Сотрудники Университета ГётеЦентра исследований климата и биоразнообразия (оба — ФРГ) и их коллеги смогли показать, что около 52 млн. лет назад там, где сегодня Антарктический ледяной щит омывается Южным океаном, процветали чувствительные к морозам и теплолюбивые растения: пальмы, родственники современных баобабов и др.

Исследователи полагают, что зимняя температура на берегу Земли Уилкса была примерно на 10 °C выше, чем сейчас, несмотря на полярную ночь. Внутри континента, однако, было значительно холоднее — там были распространены деревья из семейства араукариевых и прочие растения, характерные сегодня для самых южных районов суши Южного полушария.

При этом концентрация углекислого газа в атмосфере в те времена была примерно вдвое выше, чем сегодня. Исследователи подчёркивают, что если мы не сбавим темпы роста выбросов, то придём к тому же результату через несколько веков.

Компьютерные модели говорят о том, что будущее потепление будет особенно сильным в высоких широтах, то есть близ полюсов. До сих пор, однако, оставалось неясным, как сухопутные экосистемы Антарктиды реагировали на подобные явления в прошлом.

Образцы пород были получены у берегов Земли Уилкса в рамках «Комплексной программы бурения океанов». Экземплярам 46–53 млн. лет. Они содержат окаменелую пыльцу и споры, которым больше неоткуда взяться, кроме как с антарктического побережья.

Дополнительное доказательство преобладания умеренной температуры дал анализ органического материала в образцах, произведённого почвенными бактериями.

Всё говорит о том, что разница между температурами в низких широтах Южного полушария и на крайнем юге была небольшой. Одной атмосферной концентрации углекислого газа недостаточно для объяснения этого феномена. Скорее всего, значительную роль сыграл перенос тепла морскими течениями, достигавшими Антарктиды. Как только возобладали холодные течения, пальмы и баобабы оттуда исчезли.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature

Подготовлено по материалам Phys.Org.

Текст: Дмитрий Целиков