Понедельник, 29.04.2024

< Дорогу осилит идущий
09.07.2012 00:13 Давность: 12 yrs

Новый горячий нептун HD 77338 b

Международная группа астрономов, среди которых есть и украинские ученые, объявила об открытии горячего нептуна рядом с высокометалличным оранжевым карликом HD 77338.

Метод измерения лучевых скоростей родительских звезд остается на данный момент наиболее результативным методом поиска экзопланет. Высокоточные спектрографы (среди которых безусловным лидером является HARPS) позволяют измерять лучевые скорости звезд с точностью лучшей, чем 1 метр в секунду! Это, в свою очередь, позволяет открывать экзопланеты сравнительно малой массы, сравнимой с массой Урана и даже ниже.

4 июля в Архиве электронных препринтов появилась статья группы европейских астрономов об открытии горячего нептуна HD 77338 b, совершенного в рамках Калан-Хертфордширского экзопланетного обзора (Calan-Hertfordshire Extrasolar Planet Search) с помощью спектрографа HARPS. Всего было сделано 32 замера лучевой скорости звезды. Инструментальная точность замеров иногда достигала 0.46 м/сек! Однако собственный шум звезды вносил дополнительную неопределенность, так что общая погрешность каждого измерения составила 2-2.5 м/сек.

Итак, звезда HD 77338 – оранжевый карлик спектрального класса K0 V. Его масса оценивается в 0.93 ± 0.05 солнечных масс, радиус – в 0.88 ± 0.04 солнечных радиусов, светимость близка к 0.55 светимостей Солнца. Звезда отличается довольно высоким содержанием тяжелых элементов: по данным авторов открытия, их в 2.2 раза больше, чем в составе нашего дневного светила (по другим данным – даже в 3 раза!) Вся система удалена от нас на 40.75 ± 1.76 пк.
Минимальная масса планеты HD 77338 b – 15.9 +4.7/-5.3 масс Земли. Этот горячий нептун вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптичной (возможно, даже круговой) орбите с большой полуосью 0.0614 ± 0.0034 а.е. и эксцентриситетом 0.09 +0.25/-0.09, и делает один оборот за 5.7361 ± 0.0015 земных суток.
Геометрическая вероятность транзита в этой системе составляет 6.4%, однако транзитов обнаружено не было.

Авторы открытия отмечают некоторый недостаток маломассивных планет рядом со звездами, наиболее богатыми тяжелыми элементами. Для планет-гигантов эта зависимость прямо противоположная: распространенность планет-гигантов резко растет с ростом металличности родительских звезд.

Планеты с минимальной массой, меньшей 0.05 масс Юпитера (15.9 масс Земли) на плоскости «Масса планеты - Металличность родительской звезды». Видно отсутствие наиболее легких планет рядом с наиболее металличными звездами. Черными кружками показано положение планеты HD 77338 b для двух вариантов содержания тяжелых элементов в составе звезды HD 77338 – в 2.2 и 3 раза больше, чем на Солнце.