Четверг, 02.05.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< На Солнце нашли разогревающие корону суперторнадо
03.07.2012 04:55 Давность: 12 yrs
Категория: Организация космической деятельности, В России
Количество просмотров: 5898

Идея российско-индонезийского космопорта вернулась на высокий уровень



Вице-премьер Дмитрий Рогозин реанимировал идею «Воздушного старта» — системы запуска ракеты-носителя с борта самолета «Руслан»


Фото: airlaunch.ru

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин по итогам визита в Индонезию на прошлой неделе вдохнул жизнь в любопытный проект по запуску ракет с самолетов. Самолеты-носители ракет будут российскими, а наземную инфраструктуру используют индонезийскую: предлагается взлетно-посадочная полоса на острове Биак, самом восточном в Индонезии. Этот проект, носящий имя «Воздушный старт», после переговоров с индонезийскими партнерами вице-премьер упомянул отдельно, как важный.

В начале века идею «Воздушного старта» стал продвигать Анатолий Карпов, генеральный директор и владелец воронежской авиакомпании «Полет». в 2003 году было официально учреждено ЗАО «Корпорация «Воздушный старт», акционерами которой стали крупнейшие предприятия отрасли: РКК «Энергия», «ЦСКБ-Прогресс», ГРЦ имени Макеева. Проект был поддержан Роскосмосом, а разработку системы воздушного старта возглавил Роберт Иванов — один из главных проектантов «Энергии-Бурана».

Бизнес-идея «Воздушного старта» заключается в том, что специально переоборудованный тяжелый грузовой самолет «Руслан», который есть в парке авиакомпании «Полет», будет с помощью легкой ракеты-носителя запускать на низкие и средние орбиты спутники, что обойдется заказчику на 20–30% дешевле, чем выведение аналогичной нагрузки с земной поверхности.

В 2006 году проект стал международным: на межправительственном уровне было заключено соглашение с Индонезией на острове Биак на инфраструктуру для базирования «Руслана» и загрузки на него ракет. Партнером «Воздушного старта» в Индонезии являлся Ахмад Ганис, глава и владелец компании Radiant Centra Nusa. Ганис был готов участвовать в создании инфраструктуры космопорта на Биаке.

В сентябре 2007 года владелец «Полета» Анатолий Карпов заявлял, что проект вышел на финишную прямую ― первый запуск планируется осуществить в 2010-м, а контракт на запуск шести спутников уже подписан с одной из западноевропейских компаний. Потом наступил глобальный финансовый кризис, и о проекте долгое время ничего не было слышно. 

Теперь, когда речь о «Воздушном старте» вновь зашла на международном уровне, оказалось, что проект не умер и Карпов все это время продолжал финансирование компании. Как рассказал «Известиям» главный конструктор «Воздушного старта» Роберт Иванов, владелец воронежской авиакомпании вложил в предприятие уже порядка $25 млн и не отказывается от намерений реализовать проект.  

Иванов считает, что проект «Воздушный старт» стоит доработать с учетом новых технологий, появившихся в последние годы, в частности рассмотреть возможность использования новой легкой ракеты из семейства «Союзов». Конструктор говорит, что концепция «Воздушного старта» подходит для реализации именно на Биаке, где есть аэродромная инфраструктура, до конца прошлого века использовавшаяся для дозаправки пассажирских самолетов.

— Там первоклассная взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 км и шириной 60 м, —  говорит Иванов. — К тому же остров расположен меньше чем в градусе от экватора, это самое выгодное расположение для запусков.

В перспективы «Воздушного старта» тем временем верят не все участники рынка. Так, РКК «Энергия» и «ЦСКБ-Прогресс» уже вышли из уставного капитала «Воздушного старта», продав свои доли авиакомпании «Полет», контролирующей сейчас 83% акций ЗАО.

— Проект «Воздушный старт» интересный, но, похоже, его экономические параметры вызвали вопросы у инвесторов, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В США идея запуска космических аппаратов с самолетов успешно реализована, но пока больше нигде. В любом случае состоятельность таких начинаний определяется спросом: будут заказы на запуски — есть смысл реализовывать проект.

По словам Роберта Иванова, в предыдущие годы стоимость реализации «Воздушного старта» составляла $300 млн. После доработки проекта она должна снизиться, говорит конструктор.


Комментарии

Комментарии

Вход в систему

Введите имя пользователя и пароль для входа в систему:
Вход в систему

Забыли пароль?

Эпициклы

(от греч. kyklos – круг, цикл) Круги, по которым якобы движутся планеты. Центры эпициклов, согласно этим представлениям, в свою очередь должны вращаться по... [далее]

Rambler's Top100