Четверг, 02.05.2024

< Земля под прицелом
18.06.2012 00:01 Давность: 12 yrs

За снеговой линией: новый гигант у К-звезды

Методом микролинзирования обнаружена холодная планета-гигант у далекой К-звезды MOA 2010-BLG-477L.

Микролинзирование – уникальный метод, дающий возможность обнаруживать холодные планеты на широких орбитах (и даже свободно плавающие планеты, не принадлежащие ни одной звезде). Он позволяет «прощупать» область планетных параметров, пока недоступную для других методов поиска экзопланет – таких, как метод измерения лучевых скоростей или транзитный метод.

Согласно доминирующей сейчас гипотезе «аккреции на ядро» планеты-гиганты образуются за так называемой «снеговой линией» - в области протопланетного диска, где температура падает достаточно для того, чтобы водяной пар сконденсировался в ледяные пылинки. Это приводит к резкому (в несколько раз) повышению плотности пыли относительно более близких к звезде и более горячих областей диска и аггломерации этой пыли в так называемые «планетные эмбрионы» - ядра будущих планет-гигантов. Согласно гипотезе «аккреции на ядро» все гиганты, находящиеся сейчас на тесных орбитах (в том числе и горячие юпитеры), не образовались там изначально, а попали туда или в результате миграции в протопланетном диске, или в результате планет-планетного рассеяния и последующего скругления орбит приливными силами. Для проверки гипотезы «аккреции на ядро» изучение планет за снеговой линией представляет особый интерес.
К сожалению, планеты на широких орбитах почти недоступны для транзитного метода и требуют десятков лет наблюдений для метода измерения лучевых скоростей родительских звезд. На данный момент только метод микролинзирования позволяет находить холодные планеты далеко за снеговой линией.

29 мая 2012 года в Архиве электронных препринтов появилась статья огромного коллектива авторов (одно перечисление имен занимает 3 страницы!) об открытии планеты-гиганта у далекой К-звезды. Событие микролинзирования MOA 2010-BLG-477L было замечено еще 2 августа 2010 года на 1.8-метровом телескопе, расположенном в Новой Зеландии. К наблюдениям немедленно подключились другие телескопы, входящие в сети MOAOGLEProbing Lensing Anomalies NETwork (PLANET), Microlensing Follow-Up Network (μFUN), RoboNet и Microlensing Network for the Detection of Small Terrestrial Exoplanets (MiNDSTEp). В максимуме блеск фоновой звезды усилился почти в 400 раз!

Проведя тщательный анализ кривой блеска, авторы открытия нашли, что линзой явилась планетная система, удаленная от нас на 2.3 ± 0.6 кпк. Масса родительской звезды оценивается в 0.67 +0.33/-0.13 солнечных масс (т.е., скорее всего, она является оранжевым карликом спектрального класса К). Отношение массы планеты к массе звезды оказалось равным (2.181 ± 0.004)·10−3, что приводит к массе планеты 1.5 +0.8/-0.3 масс Юпитера. Проекция на небесную сферу расстояния между планетой и звездой составило 2 +3/-1 а.е.
С открытием планеты MOA 2010-BLG-477L b количество планет, обнаруженных методом микролинзирования, достигло шестнадцати.