Пятница, 29.03.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< США планируют разбирать неработающие спутники на орбите
17.05.2012 04:46 Давность: 12 yrs
Категория: Организация космической деятельности, Освоение Солнечной системы
Количество просмотров: 7074

Эволюция космического права продолжается



К 40-летию Конвенции 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами


Эксперимент 2005 года, когда американский космический аппарат столкнулся с кометой Temple 1 тоже подпадает под действие норм космического права. Фото NASA

Принцип международной ответственности за национальную деятельность в космосе, в том числе за ущерб, причиненный космическими объектами, стал одним из важнейших пунктов резолюции 1962 (п. ХVIII) от 13 декабря 1963 года «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства» (п.п. 5 и 8), принятой и единогласно одобренной Генеральной Ассамблеей ООН

Однако резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, поэтому, естественно, встал вопрос о придании им юридической обязательности путем разработки и заключения международного договора. Другая резолюция Генеральной Ассамблеи 1963 (ХVIII), принятая в тот же день, возложила задачу разработки соответствующего договора на созданный в 1959 году Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу) и его Юридический подкомитет. В ней также говорилось о незамедлительном составлении проекта международных соглашений об оказании помощи космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также об ответственности за ущерб, причиненный объектами, запускаемыми в космическое пространство. 

Статьи VI и VII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), вступивший в силу 10 октября 1967 года, содержат формулировки принципа международной ответственности государств за национальную деятельность в космосе, включая международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами. 

В первой из статей говорится о том, что государства – участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в Договоре по космосу. Что касается деятельности в космосе неправительственных юридических лиц, включая частные коммерческие структуры, то она должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующих государств – участников Договора. 

Составной элемент принципа международной ответственности за национальную деятельность в космосе – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами. Практике космической деятельности известны случаи падения на Землю зарубежных и отечественных космических объектов, их составных частей на территории других государств и причинения ими определенного, но пока, к счастью, малозначительного материального ущерба. Тем не менее не исключается возможность причинения в будущем и более существенного ущерба. 

Согласно статье VII, каждое государство – участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство – участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями. Ущерб другому государству – участнику Договора, его физическим и юридическим лицам, может быть нанесен как на Земле, так и в воздушном или космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела. 

Принцип международной ответственности получил свое дальнейшее развитие и конкретизацию в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответственности). Ее текст был одобрен 29 ноября 1971 года Генеральной Ассамблеей ООН, а 29 марта 1972 года Конвенция была открыта для подписания в Москве, Лондоне и Вашингтоне и вступила в силу 30 августа того же года. 

Участницами Конвенции стали и международные организации – с 1976 года Европейское космическое агентство (ЕКА), а с 1991 года – Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ). Конвенция об ответственности 1972 года стала первым договором, специально регламентирующим материальную ответственность субъектов международного публичного права за ущерб, причиненный в результате деятельности, не запрещенной международным правом. 

Целью правоотношений, возникающих по поводу ущерба в результате запуска, является компенсация потерпевшему государству в связи с ущербом, который понесла его имущественная сфера. Основание возникновения указанного правоотношения – причинение ущерба именно космическим объектом. В соответствии с Конвенцией международная ответственность может наступить как за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. II), так и в случае причинения ущерба в любом месте (помимо поверхности Земли) космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта со стороны космического объекта другого запускающего государства, если такой ущерб был причинен по вине последнего (ст. III). 

Если ущерб возникает в результате столкновения космических объектов двух запускающих государств, то они несут перед третьим государством солидарную ответственность. Такая же ответственность возникает при совместном запуске космического объекта двумя или большим числом государств (ст. IV). 

Конвенция устанавливает порядок предъявления претензий о компенсации за ущерб в различных ситуациях. Объем компенсации определяется «в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее… положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен» (ст. ХII). В случае возникновения спора заинтересованные стороны по требованию любой из них создают Комиссию по рассмотрению претензий. Конвенция определяет порядок создания таких комиссий, их компетенцию и условия деятельности. 

Понятие «космический объект» включает его составные части, а также средство его доставки и его составные части, а понятие «запуск» включает и попытку запуска. Ст. I Конвенции под ущербом подразумевает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц, уничтожение или повреждение имущества государства, его физических и юридических лиц, а также имущества международных межправительственных организаций, которые явились следствием запуска или попытки запуска космического объекта. 

В юридической литературе до последнего времени нет единой точки зрения относительно понятия ущерба. Одни авторы считают, что перечень видов ущерба, содержащийся в Конвенции об ответственности 1972 года, носит исчерпывающий и закрытый характер. Другие – что эти положения распространяются на все виды ущерба, включая ядерный. А третьи полагают, что пока нет достаточных оснований для какого-либо окончательного вывода и поэтому необходимо дальнейшее исследование вопроса. 

Вопрос о необходимости внесения изменений в Конвенцию об ответственности рассматривался на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая в резолюции 37/91 от 10 декабря 1982 года подтвердила ее важность, не внеся в нее никаких изменений. Пересмотр Конвенции может быть осуществлен в любое время по просьбе одной трети государств-участников на специальной конференции. 

Кроме Договора по космосу и Конвенции об ответственности, Генеральной Ассамблеей ООН в разное время были приняты и рекомендованы к исполнению и другие международно-правовые принципы осуществления космической деятельности. Вот некоторые из них: принципы непосредственного телевизионного вещания (Рез. 37/92 ГА ООН от 10 декабря 1982 года); принципы дистанционного зондирования Земли (Рез. 41/65 ГА ООН от 3 декабря 1986 года); принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (Рез. ГА ООН 47/68 от 14 декабря 1992 года) и другие документы.

Анатолий Иванович Рудев - кандидат юридических наук.


Комментарии

Комментарии

Вход в систему

Введите имя пользователя и пароль для входа в систему:
Вход в систему

Забыли пароль?

Астроклимат

совокупность атмосферных факторов, ухудшающих качество изображения, полученного с помощью телескопа. Астроклиматом занимается соответствующий раздел науки, который имеет аналогичное название. В отсутствие атмосферы телескоп может... [далее]

Rambler's Top100