Пятница, 03.05.2024

< Дети смогут прикоснуться к космосу
14.05.2012 00:01 Давность: 12 yrs
Категория: Малые тела

Обобщён и опубликован свод новых данных об астероиде Веста

Журнал Science опубликовал шесть статей, резюмирующих огромное количество данных, полученных американским космическим аппаратом Dawn об астероиде Веста.

Dawn собрал убедительные доказательства в пользу того, что Веста действительно является источником вестоидов, которые входят в семейство астероидов HED (говардиты, эвкриты и диогениты). На их долю приходится 6% всех метеоритов, падающих на Землю. Наблюдения показали, что состав поверхности Весты совпадает с вестоидами, а столкновения, которые привели к образованию большого кратера в районе южного полюса астероида, могли выбросить в космос достаточно материала для формирования этих семейств. Ранее химический анализ метеоритов и исследования орбит вестоидов уже демонстрировали, что их источником стала Веста.

Срезы метеоритов, прилетевших к нам с Весты. Слева направо: базальтовый эвкрит QUE 97053 из Антарктиды, кумулятивный эвкрит из Северной Каролины и диогенит GRA 98108 из Антарктиды. (Здесь и ниже — изображения NASA / JPL-Caltech / UCLA / INAF / MPS / DLR / IDA.)

Зонд предоставил также новые доказательства того, что Веста образовалась всего примерно 2 млн. лет спустя после появления первых твёрдых тел в Солнечной системе. У исследователей не осталось сомнений, что это зародыш, которому не повезло стать планетой. «Вполне вероятно, что Веста была когда-то больше, чем сегодня, — отмечает Крис Рассел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), главный исследователь проекта. — Огромные фрагменты откололись в результате протопланетных столкновений. Тем не менее, Веста была достаточно большой, чтобы сформировать металлическое ядро, окружённое каменной мантией». Радиус ядра оценивается в 110 км, тогда как диаметр астероида составляет около 530 км.

Сравнение Весты с другими телами Солнечной системы.
Внутреннее строение Весты: некогда она была полностью расплавленной, что позволило тяжёлым элементам сконцентрироваться и образовать ядро.

Одним из самых удивительных открытий стало обнаружение на южном полюсе двух крупных кратеров, частично перекрывающих друг друга. Столкновения выбили приповерхностные месторождения лёгких эвкритов и обнажили более глубокие и тяжёлые диогениты. Удары были настолько сильными, что центральный пик высотой 22 км в центре более позднего кратера не уступает крупнейшей горе Солнечной системы — марсианскому Олимпу.
Специалисты полагают, что ударные волны заставили Весту дрожать, как колокол, в результате чего возникло несколько впадин, опоясывающих экватор. Механизм этого процесса до конца не ясен.
Сюрпризом стал и тот факт, что оба кратера сравнительно молоды: Вененейя возник около 2 млрд. лет назад, а Реясильвия — 1 млрд. Диаметр последнего составляет примерно 500 км. Поначалу исследователи полагали, что они образовались в период поздней тяжёлой бомбардировки 3,5–4 млрд лет назад, когда пояс астероидов был густо населён и столкновения случались чаще. Тем не менее, преобладание сравнительно мелких тел среди вестоидов говорит о том, что удар, приведший к их появлению, случился относительно недавно.

Топография южного полюса Весты.
Перспектива кратера Реясильвия.

Далеко не все загадки Весты нашли ответ. Например, учёные по-прежнему ломают голову над светлыми и тёмными образованиями на поверхности астероида. Возможно, это материал, занесённый на Весту из более далёких областей пояса астероидов, или результат древней вулканической активности.

Разнообразие минерального состава южного полюса Весты.

Dawn отправился в своё путешествие в 2007 году. На орбиту Весты он вышел в середине 2011-го. Совсем скоро, 26 августа, аппарат устремится к своей следующей цели — карликовой планете Церера, до которой доберётся в 2015 году.

Текст: Дмитрий Целиков