Среда, 24.04.2024

< Как звучат другие планеты?
21.04.2012 05:09 Давность: 12 yrs
Категория: Земля, Астероидно-кометная опасность, Жизнь

Астероидная бомбежка: смерть снаружи, жизнь внутри

Считается, что падение астероида уничтожает все живое, а планеты, которые подвергаются непрерывной астероидной бомбежке, априори безжизненны. Однако исследование ученых из Эдинбургского университета в Шотландии показывает, что все не так однозначно: удар астероида уничтожает все живое на поверхности, но при этом способствует развитию подземной жизни.

Открытие было сделано на базе изучения древней истории Чесапикского залива, где Геологическая служба США пробурила скважину глубиной 1,76 км. Образцы породы между 40 и 1000 м свидетельствуют об ударе астероида и переменах, которые произошли в жизни подземных микробов.

Компьютерные модели показывают, что после удара астероида в течение 30 минут огромное цунами заполнило водой свежий кратер. При этом энергия удара нагрела скалы у основания кратера до температуры более 350 градусов по Цельсию. Это убило всю жизнь, которая скрывалась в недрах скалы, но как только скалы остыли, микробы активно начали осваивать новые территории и «расцвели» пуще прежнего.

Изучая образцы породы, биологи обнаружили, что количество микробов на грамм породы с глубиной уменьшается – типичная картина, знакомая по большинству пробуренных в скалах скважин. Однако в местах воздействия астероида наблюдается большее разнообразие микробов и их неравномерное расселение, как будто биосфера еще не до конца восстановила равновесие. Исследование показало, что это связано не с недостатком питательных веществ, наоборот - в месте удара астероида обнаружилось обилие сульфатов и органического углерода.

Судя по всему, 35 миллионов лет – это недостаточный срок для заполнения породы, образовавшейся в результате падения астероида.

Это означает, что астероидная бомбардировка «расчищает» пространство для новой микробной жизни и снабжает ее пищей. Причем на глубине около 1 км ученые обнаружили рекордное количество бактерий - около миллиона клеток на грамм породы. В результате удара образовалось множество трещин и щелей, которые пропускают воду и питательные вещества на большие глубины, помогая бактериям распространятся на новые обширные территории.

Ученые полагают, что подземная жизнь на Земле могла процветать даже во времена мощнейшей астероидной бомбежки около 4 млрд. лет назад. На других планетах микробы также могут активно размножаться и расширять ареал обитания вблизи ударных кратеров.