Четверг, 02.05.2024

< У «Фобос-Грунта» еще есть шанс
05.04.2012 00:04 Давность: 12 yrs

Транзитная четырехпланетная система KOI-730

Среди множества компактных планетных систем, обнаруженных космическим телескопом им. Кеплера, обращает на себя внимание 4-планетная система KOI-730, в которой планеты находятся в цепочке орбитальных резонансов 8:6:4:3.

Орбиты планет в системе KOI-730 отрисованы в предположении нулевых эксцентриситетов.

Если вероятность обнаружить транзитную планету у случайной звезды на поле Кеплера составляет всего 0.6%, то вероятность найти вторую (третью, четвертую, …) транзитную планету, если уже найдена первая, гораздо выше, и достигает 17.7%. Это вызвано тем, что многие планетные системы, обнаруженные космическим телескопом им. Кеплера, являются компланарными (т.е. орбиты планет находятся примерно в одной плоскости). В этом случае, увидев транзит одной планеты, мы закономерно увидим и транзит второй, третьей, и т.д.
Помимо компланарности, многие планетные системы, обнаруженные Кеплером, отличаются и высокой компактностью, когда внутри орбиты Меркурия оказываются плотно упакованы орбиты трех, четырех и даже пяти планет. Сильное гравитационное взаимодействие планет друг с другом приводит к возникновению орбитальных резонансов. В случае резонанса орбитальные периоды планет относятся друг к другу как небольшие целые числа (1:2, 1:3, 2:3 и т.д.), и взаимные расположения планет регулярно повторяются. В Солнечной системе нет планет, связанных друг с другом орбитальными резонансами, однако такие резонансы наблюдаются, например, у трех галилеевых спутников Юпитера.

Одной из интереснейших систем, демонстрирующих целую цепочку взаимных орбитальных резонансов, является планетная система KOI-730.
KOI-730 – солнцеподобная звезда спектрального класса G, немного больше и массивнее Солнца. Ее масса оценивается в 1.07 солнечных масс, радиус – в 1.1 солнечных радиусов. Расстояние до звезды не сообщается, но, исходя из ее светимости и видимой звездной величины (+15.34), его можно оценить в 1300 пк.
Рядом с KOI-730 было обнаружено четыре транзитных кандидата в планеты с радиусами (от внутренней планеты – к внешней) 0.18, 0.23, 0.31 и 0.25 радиусов Юпитера (2, 2.6, 3.5 и 2.8 радиусов Земли) с орбитальными периодами 7.3831 ± 0.0004, 9.8499 ± 0.0003, 14.7903 ± 0.0002 и 19.7216 ± 0.0004 земных суток. Орбитальные периоды планет соотносятся друг с другом в отношении 8:6:4:3. Все четыре планеты оказываются плотно упакованы в пределах 0.145 а.е от звезды и сильно нагреты ее излучением.
Массы планет пока не измерены (звезда KOI-730 слишком тускла для их измерения методом лучевых скоростей). Однако тайминг транзитов показывает небольшие вариации времени наступления транзитов, говорящие о небольшой массе планет. Научная команда миссии Кеплер продолжает наблюдения за этой интереснейшей системой, рассчитывая в будущем более точно определить ее свойства.