Пятница, 03.05.2024

< Российская космическая отрасль нуждается в коренной реформе - эксперт
26.03.2012 00:01 Давность: 12 yrs

MOA-bin-1 b: массивная планета на широкой орбите

Занимаясь поисками свободно плавающих планет методом микролинзирования, ученые из Японии и Новой Зеландии обнаружили массивную (массой 3.7 ± 2.1 масс Юпитера) планету у оранжевого карлика.

Событие микролинзирования происходит, когда звезда-источник, объект-линза и наблюдатель оказываются почти точно на одной прямой. Гравитационное поле объекта-линзы искривляет и фокусирует лучи звезды-источника, приводя к сильному (иногда в сотни раз!) усилению ее блеска. Анализируя вид кривой блеска, можно определить массу линзы, расстояние до нее и до звезды-источника, и многое другое.
Метод поиска внесолнечных планет путем наблюдения событий микролинзирования уникален тем, что позволяет обнаруживать объекты, вообще не излучающие света. Так, этим методом были открыты три одиночные черные дыры звездных масс и планеты, не принадлежащие ни одной звезде и свободно плавающие в диске Галактики. Согласно текущим оценкам, таких «бесхозных» планет-гигантов оказалось в 1.8 +1.7/-0.8 больше, чем звезд.

Метод микролинзирования наиболее чувствителен к планетам, находящимся на расстоянии т.н. радиуса Эйнштейна-Хвольсона от своей звезды:

где М – масса звезды-линзы, с – скорость света, G – гравитационная постоянная, Dd, Dds и Ds – расстояния между звездой-линзой и наблюдателем, между линзой и звездой-источником и между звездой-источником и наблюдателем, соответственно. Для типичных масс звезд-линз и типичных расстояний до звезд-источников радиус Эйнштейна-Хвольсона составляет несколько астрономических единиц.
Однако когда расстояние между планетой и родительской звездой-линзой превышает 2.4-15 радиусов Эйнштейна-Хвольсона (7-45 а.е. для типичных значений масс линз), кривая блеска звезды-источника перестает «замечать» наличие родительской звезды-линзы (иначе говоря, планета, находящаяся на широкой орбите, «с точки зрения  микролинзирования» становится неотличима от «бесхозной»).

20 марта 2012 года в Архиве электронных препринтов появилась статья группы японских и новозеландских ученых, посвященная анализу четырех событий микролинзирования, зафиксированных в 2006-2007 годах в рамках обзора MOA. Чтобы обнаружить свободно плавающие планеты, авторы отбирали события с небольшим временем пересечения радиуса Эйнштейна-Хвольсона, что соответствует объектам небольшой массы (т.е. попадающим в диапазон планетных масс). Тщательный анализ всех четырех событий показал, что одно из них было вызвано мощной вспышкой на звезде-источнике (т.е. вообще не является событием микролинзирования), два других вызваны микролинзированием на коричневых карликах, и лишь одно – на массивной планете, но не «бесхозной», а удаленной от своей звезды на 2.10 ± 0.05 радиуса Эйнштейна-Хвольсона.

Итак, звезда-линза MOA-bin-1 удалена от нас на 5.1 ± 1.2 кпк. Скорее всего, это оранжевый карлик, чья масса оценивается в 0.75 ± 0.33 солнечных масс. Масса планеты составляет 3.7 ± 2.1 масс Юпитера, проекция на небесную сферу расстояния между звездой и планетой оценивается в 8.3 ± 4.5 а.е. Это одна из самых массивных и удаленных от своей звезды планет, обнаруженных методом микролинзирования.