Суббота, 27.04.2024

< Американцы предложили астероид раскрасить, а русские — взорвать
06.03.2012 06:43 Давность: 12 yrs
Категория: Солнечная система

Положение Солнца в Млечном Пути определено с максимальной точностью

Оценки R0, полученные за последние 20 лет (иллюстрация автора работы).

Сотрудник Пулковской обсерватории Зиновий Малкин получил рекордно точную оценку расстояния между Солнцем и центром Галактики.

Центром Млечного Пути называют относительно небольшой участок, расположенный в созвездии Стрельца и по своим характеристикам резко отличающийся от прочих областей. Важнейшими «приметами» галактического центра считаются звёздное скопление в форме эллипсоида, концентрация светил в котором резко падает с удалением от ядра, и массивное вращающееся кольцо из молекулярного водорода с очень неоднородным распределением газа. В состав кольца входят гигантские газопылевые облака, крупнейшее из которых — комплекс Стрелец В2 — классифицируется как одна из самых больших областей звездообразования в Млечном Пути.

Кроме того, в галактическом центре находится мощный и компактный радиоисточник Стрелец A*. По общему мнению, за излучение Стрельца A* отвечает сверхмассивная чёрная дыра.

Константа R0 — длина дистанции между нашей звездой и центром Млечного Пути — часто встречается в астрофизических и астрономических расчётах. Неудивительно, что специалисты многократно пытались оценивать R0 и наблюдательными, и теоретическими методами, получая разные величины с разными (и не всегда точно определёнными) погрешностями. Г-н Малкин не добавил к собранной его коллегами информации ничего нового, но попробовал вывести некую среднюю оценку, которая опиралась бы на опубликованные ранее данные и имела бы низкую погрешность.

В своей работе астроном использовал 52 значения R0, полученных в последние 20 лет. Действуя статистическими методами, он выяснил, что тенденции к увеличению или уменьшению оценки расстояния на этом временнóм промежутке не было, однако её неопределённость снизилась примерно на 0,2 кпк. Это постепенное уменьшение погрешности R0 позволило дать новую, максимально точную оценку длины дистанции между Солнцем и центром Галактики: 7,98 ± 0,15 (стат.) ± 0,20 (сист.) кпк.

R0, как видим, примерно равна восьми килопарсекам (26,1 тысячи световых лет), а амплитуда её возможного изменения составляет всего несколько десятых долей килопарсека.

Подготовлено по материалам arXiv-препринта.

Текст: Дмитрий Сафин