Пятница, 29.03.2024

< Планы по созданию частной АЗС в космосе отложены в долгий ящик
02.02.2012 03:46 Давность: 12 yrs
Категория: Система Марса

Марсоход «Оппортьюнити» отмечает восемь лет работы на Марсе

Американский марсоход «Оппортьюнити», работающий в кратере Индевор, отмечает 8-летие высадки на поверхность Красной планеты - специалисты готовят аппарат к пятой по счету марсианской зиме, которую «престарелый» марсоход вынужден будет провести неподвижным на склоне, говорится в сообщении Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.

Марсоходы «Оппортьюнити» и «Спирит» были высажены на Красную планету в январе 2004 года. Рассчитанные на 90 дней работы, «близнецы» весной 2010 года преодолели рекорд продолжительности миссии на поверхности Марса, установленный «Викингом-1», - шесть лет и 116 дней. В конце мая 2011 года НАСА официально объявило о завершении миссии марсохода «Спирит» и о переходе проекта на «одиночный режим» - работу с оставшимся в одиночестве «Оппортьюнити».

Остаемся зимовать

Марсоходу, начинающему девятый земной год работы на планете, предстоит пережить свою пятую марсианскую зиму. В этот раз на его солнечных батареях скопилось значительно больше пыли, поэтому, чтобы пережить зиму и оставаться работоспособным, «Оппортьюнити» будет стоять на хорошо освещаемом солнцем склоне, получившем название Грили Хэйвен (Greeley Haven).

«По окончании зимы или раньше, если ветер очистит солнечные панели от пыли, исследователи планируют отправить «Оппортьюнити» на поиски глинистых минералов, обнаруженных одним из орбитальных зондов у края Индевора», - говорится в сообщении.

По словам заместителя научного руководителя миссии в JPL Дайаны Блэйни (Diana Blaney), приоритетом работы марсохода на Грили Хэйвен будет исследование внутреннего строения Марса. Отслеживание радиосигналов неподвижного аппарата в течение нескольких недель позволит ученым измерить «дрожание» Марса при вращении и понять, жидкое или твердое у Марса ядро.

Кроме того, «припаркованный» марсоход воспользуется вынужденной паузой для того, чтобы изучать состав пород на склоне с помощью мессбауэровского спектрометра. Запас кобальта-57, на котором работает этот инструмент, почти исчерпан, поэтому те измерения, которые в первый год работы марсохода можно было выполнить менее чем за час, сегодня требуют недель, отмечают ученые.

Потерянный «близнец» марсохода, «Спирит», последний раз выходил на связь 22 марта 2010 года накануне марсианской зимы, когда количество энергии, поступающей от солнечных батарей, сильно сократилось. Специалисты НАСА предпринимали многочисленные попытки «разбудить» марсоход, рассчитывая на то, что с приходом марсианской весны у него окажется достаточно энергии для продолжения работы, однако в мае 2011 года их решено было прекратить.

В качестве места посадки «Оппортьюнити» был выбран небольшой кратер Игл (Eagle) диаметром <metricconverter productid="22 метра" w:st="on">22 метра</metricconverter> у экватора Марса. Там марсоходу удалось выполнить все поставленные задачи за запланированные 90 дней миссии - «Оппортьюнити» обнаружил свидетельства того, что когда-то эта часть поверхности Марса была дном океана.

Следующие четыре года марсоход изучал кратеры Эндьюранс, Эребус и Виктория. В частности, в 2005 году «Оппортьюнити» обнаружил первый метеорит на другой планете - железно-никелевый Heat Shield Rock размером с баскетбольный мяч был найден случайно, когда марсоход отправили исследовать место падения его теплозащитного экрана.

Затем в середине 2008 года «Оппортьюнити» выехал из кратера Виктория и отправился к кратеру Индевор, на дорогу до которого ему потребовалось три года. Добравшись до края Индевора в августе 2011 года, марсоход обнаружил породы более древние, чем все, что он изучал ранее. Кроме того, в декабре 2011 года ученые НАСА сообщили, что «Оппортьюнити» нашел на поверхности Марса светлую жилу - минеральную «вену», возможно, сформировавшуюся из гипса, оставленного здесь жидкой водой.

Ученые надеются, что «пожилой» аппарат, лишившийся одного из инструментов и вынужденный ездить с не полностью сложенным манипулятором из-за проблем с «суставами», сможет проработать у Индевора еще несколько лет.