Вторник, 30.04.2024

< Первый старт частного космического грузовика Dragon к МКС отложен
19.01.2012 11:17 Давность: 12 yrs

«Окольцованная» планета за пределами Солнечной системы

Группа астрофизиков из Рочестерского университета обнаружила в созвездии Центавр кольцевую систему, напоминающую систему колец Сатурна, только гораздо больших размеров.

Система 1SWASP J140747.93-394542.6 в представлении художника

Научная группа под руководством Эрика Мамаджека (Eric Mamajek) из обсерватории Сьерро Тололо изучала данные, полученные обзором SuperWASP (на данный момент это самый успешный наземный проект, посвященный поиску  внесолнечных планет транзитным методом). Были изучены кривые блеска молодых звезд в ассоциации Скорпион-Центавр – ближайшей к Солнцу области звездообразования, в которой образуются массивные звезды. Одна из звезд, 1SWASP J140747.93-394542.6, показала глубокий транзитный сигнал сложной формы, состоящий из целой серии падений и подъемов блеска. В минимуме блеска 95% света звезды перехватывалось неизвестным объектом.

«Мы подозреваем, что звезда 1SWASP J140747.93-394542.6 регулярно затмевается маломассивным объектом, окруженным множеством узких пылевых колец, - сказал Мамаджек. – Масса звезды близка к массе Солнца, но ее возраст оценивается всего в 16 млн. лет. Это первое обнаружение системы тонких пылевых колец у маломассивного объекта за пределами Солнечной системы. Однако вопрос относительно того, что именно мы обнаружили, остается открытым». Объект в центре системы колец может быть очень маломассивной звездой, коричневым карликом или планетой-гигантом.

Мамаджек с коллегами предложил использовать телескопы, находящиеся в южном полушарии, для измерения лучевых скоростей звезды 1SWASP J140747.93-394542.6 и выяснения массы (а значит, и физической природы) ее загадочного окольцованного компаньона.
Анализируя кривую блеска, ученые обнаружили два зазора между кольцами. Наличие таких зазоров говорит о присутствии в системе небесных тел, чьего гравитационного влияния достаточно для «расчистки» своей области питания и формирования резких краев колец. Возможно, мы наблюдаем протоспутниковый диск массивной планеты-гиганта прямо в момент формирования там спутников.
Считая прозрачность колец близкой к прозрачности колец Сатурна, авторы открытия оценили его массу в 0.4-8 масс Луны.

Источник: http://www.rochester.edu/news/show.php?id=3983