Пятница, 26.04.2024

< Нынешняя система управления в космической отрасли недостаточна - Путин
27.12.2011 04:01 Давность: 12 yrs

Планета-гигант рядом с тесной двойной NY Девы

Группа китайских и аргентинских астрономов обнаружила планету-гигант у звезды NY Девы, представляющей из себя тесную пару из горячего субкарлика и красного карлика на 2.5-часовой орбите.

Переменная NY Девы представляет из себя тесную пару звезд, одна из которых является горячим субкарликом спектрального класса sdB с температурой фотосферы 33 тыс. градусов, а вторая – красным карликом спектрального класса М с температурой фотосферы около 3 тыс. градусов. Масса горячего компонента составляет 0.46 масс Солнца, в его недрах горит гелий и вызревает углеродно-кислородный белый карлик, масса холодного оценивается в 0.14 солнечных масс. Звезды вращаются вокруг общего центра масс с орбитальным периодом около 2.5 часов, попеременно частично затмевая друг друга.

19 декабря в Архиве электронных препринтов появилась статья группы китайских и аргентинских астрономов, посвященная открытию у двойной NY Девы планеты-гиганта с минимальной массой 2.3 ± 0.3 масс Юпитера. Открытие было сделано методом тайминга транзитов – т.е. измерения регулярных колебаний времени наступления минимумов блеска системы, вызванных гравитационным влиянием планеты на родительскую пару звезд. Планета-гигант вращается вокруг тесной пары на среднем расстоянии 3.3 ± 0.8 а.е. и делает один оборот за 7.9 лет.

Кроме того, дополнительный дрейф времени наступления минимумов блеска говорит о наличии в этой системе еще одного небесного тела на более широкой орбите.

По современным представлениям, подобные очень тесные пары образуются в результате потери углового момента двойной звездной системой во время прохождения главным компонентом стадии красного гиганта – фактически, в этот момент маломассивная звезда вращается в протяженной разреженной атмосфере красного гиганта, образуя с ним систему с общей оболочкой. После гелиевой вспышки в ядре красного гиганта протяженная водородная оболочка рассеивается, а звезды оказываются на очень тесных орбитах. Авторы статьи рассчитали, что предшественником горячего субкарлика явилась солнцеподобная звезда с массой порядка солнечной, при этом планета-гигант вращалась на расстоянии примерно 1.74 а.е. от родительской пары звезд.

Обнаружение планет у двойных звезд подтверждает широчайшую распространенность планетных систем во Вселенной.

Источник: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/1112/1112.4269v1.pdf