Четверг, 25.04.2024

< Загадочный мегаорганизм дал начало жизни на Земле?
10.12.2011 04:41 Давность: 12 yrs
Категория: Система Марса, Организация космической деятельности, В России, За рубежом, Проект Экзо-Марс

Марс скоро окажется заброшенной планетой? («Frankfurter Allgemeine Zeitung», Германия)

Америка и Европа планируют совместные миссии на Красную Планету - запуск орбитального космического аппарата и высадку марсохода. Однако без России эти разработки успехом не увенчаются. Сегодня и завтра представители трех крупных космических агентств - НАСА, европейского ЕКА и Роскосмоса - будут обсуждать возможное сотрудничество в будущих миссиях на Марс

Если в начале грядущего года аппарат «Curiosity» управления космическими полетами НАСА совершит, как планировалось, успешную мягкую посадку на поверхность Марса, он окажется самым молодым гостем на поверхности Красной Планеты. Америка, Европа и Россия сейчас не могут позволить себе по отдельности тратить средства на очередные миссии. В 2009 году НАСА и ЕКА решили объединить усилия по будущему покорению Красной Планеты. В 2016 году на орбиту должен быть выведен новый космический аппарат, а в 2018 году, согласно последним планам, на поверхность планеты должен быть спущен марсоход для сбора образцов грунта и последующей их отправки на Землю.

Ракета-носитель «Протон» для вывода искусственного спутника

Грандиозные планы затрещали по швам, так как денег на ракету-носитель большой грузоподъемности нет. Теперь надежды возлагаются на Роскосмос, чтобы тот предоставил свою ракету-носитель «Протон» для доставки хотя бы орбитального спутника в 2016 году. Ради этой цели представители НАСА, ЕКА и Роскосмоса встретятся на этой неделе в среду и четверг в Париже.

Соображения престижа берут верх

Шансы на то, что российское космическое агентство возьмут в проект, довольно велики. Выход из строя аппарата «Фобос-грунт» нанес Роскосмосу тяжелый удар. Из-за программной ошибки зонд, запущенный в начале ноября с Земли, не смог покинуть земную орбиту. В случае удачного сотрудничества российские ученые смогут получить доступ к новейшим данным и оперативнее исправить возникшую неполадку. Правда, предпосылкой успешного сотрудничества является готовность преодолеть соображения престижа, которые, как и прежде, играют огромную роль в деле освоения космоса. Орбитальный спутник и марсоход должны собрать новые сведения о Марсе, которые предшествующие миссии, предназначенные в первую очередь для геологической разведки, не могли доставить на Землю. Так орбитальный аппарат, взаимодействующий с «Mars Exploration» Европейского космического агентства, предназначен для исследования атмосферы Марса. Аппарат будет искать следы метана. На Земле природный метан имеет, как правило, биологическое происхождение.

Признаки жизни на Марсе

Следы метана, наличие которого в атмосфере Марса было установлено несколько лет назад, некоторые ученые интерпретируют как возможное доказательство того, что на Марсе можно обнаружить следы жизни на уровне простейших микроорганизмов. «Мы знаем, что на поверхности Марса некогда существовало довольно большое количество воды и что и сейчас под поверхностью Марса имеются остатки воды в виде льда», - говорит Маркус Ландграф (Markus Landgraf) из Дармштадта, эксперт ЕКА по организации миссий на Марс. «Но вопрос, действительно ли на Марсе есть какая-то форма жизни или следы таковой, остается открытым». Впрочем, задача исследователей не так проста. Одновременно с этим нужно исключить возможность неорганического происхождения органической молекулы, состоящей из атома углерода и четырех атомов водорода, наличие которой было установлено с помощью химического анализа. Существование метана может быть обусловлено вулканической активностью. «Мы уже знаем от «Mars-Express», что метан на Марсе есть. Теперь мы хотим понять, откуда он взялся», - говорит Ландграф.

Требуются хорошие предложения

У марсохода, приоритетного проекта НАСА, запуск которого намечен на 2018 год, задачи схожие. Он должен будет исследовать поверхность Марса на предмет органических молекул биологического происхождения и подвергать полученные образцы изотопному анализу. Еще одна особенность: собранные аппаратом пробы согласно планам исследователей должны быть доставлены на Землю в 2020 году. Но до этого еще далеко. Ближайшим шагом, как считает Ландграф, было бы согласие Роскосмоса осуществить запуск и транспортировку космического аппарата на российской ракете-носителе. В качестве ответной меры российским коллегам можно было бы предложить разместить на орбитальном спутнике собственные инструменты, если это еще технически возможно. Так как почти все измерительные инструменты уже разработаны и сконструированы, то можно было бы внести изменения на этапе промышленной сборки орбитального аппарата.

Когда рушатся мечты

Что же случится, если в Париже не придут к соглашению? «Тогда миссии развалятся, и ничего не получится», - открыто признается Ландграф. «Что касается космоса, то это всегда выбор, но от ряда новых разработок отказывались слишком часто». Вероятно, тогда придется похоронить и мечту человека о скором полете на Красную Планету.

Манфред Лидингер (Manfred Lindinger)