Вторник, 16.04.2024

< «Вояджеры» помогли заглянуть внутрь «звездных яслей» Млечного пути
05.12.2011 05:41 Давность: 12 yrs
Категория: Системы планет гигантов, Юпитер, Жизнь

Европа – индекс обитаемости

Жизнь вне Земли есть – уверены астробиологи. Причем, чтобы найти её примитивные формы далеко лететь не надо. Открытия последних лет показали, что океаны воды существуют не только на нашей планете. Спутник Юпитера – Европа – один из главных претендентов на обитаемость. Ученые считают, что под ледяным панцирем Европы возможна биологическая жизнь.

Открытия последних лет доказывают, океаны воды есть не только на нашей планете. А где вода, там и жизнь.

Его поверхность  покрыта 100 километровым слоем льда. По расчетам специалистов, именно под этим ледяным панцирем и находится вода.

Владимир Сурдин,  старший научный сотрудник ГАИШ им. П.К.Штернберга: «Доказательства, почему на Европе может быть вода, токи и т.д. Сейчас уже никто не сомневается, что там может быть вода…»

Правда, условия для жизни на Европе экстремальные: под ледовой толщей огромное давление, туда не проникает солнечный свет. Казалось бы: о какой жизни может идти речь?

Образцы льда привезли в МГУ из Антарктиды. 2 миллиона лет эти микробы, изолированные от внешнего мира, жили на полукилометровой глубине, при температуре минус 20 градусов. Они не только выжили, но и оказались способными к быстрому размножению.

Елена Воробьева, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ: «Жизнь, которую мы знаем – это белковая жизнь, понятия устойчивости живых форм, очень изменились, именно это произошло в последние 20 лет исследований. Выяснилось, что на Земле достаточно много экстремальных мест, в которых микроорганизмы не просто выживают, а еще дееспособны… Есть устойчивые к радиации…»

Многолетние исследования Арктики и Антарктиды показали: даже там, на больших глубинах есть жизнь.

Елена Воробьева, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ продолжает: «Сейчас уже известно, что организмы могут зародиться без органики. Анаэробные микроорганизмы, которым не нужны кислород. Энергию они берут из химических реакций, соединение железа и газовые составляющие: водород, углекислый газ. Этого уже достаточно, чтобы микроорганизмы могли существовать».

Второй кандидат на обитаемость спутник Сатурна – Энцелад. Его диаметр всего 500 километров. Также как Европа, он покрыт льдом. Более того, на нем есть гигантские трещины, из которых  бьют водяные фонтаны высотой  в десятки километров.

Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ им. П.К.Штернберга: «Маленький спутник по имени Энцелад. Он вращается вокруг Сатурна, никто раньше не обращал на него внимание, таких спутников много. У Юпитера около 60, у Сатурна около 60. Недавно обнаружили удивительную вещь, под ледяной поверхностью Энцелада тоже есть океан, но если на Европе надо бурить, то на Энцеладе не надо, просто подлететь и взять пробы воды. Это не так сложно...»

Чтобы найти примитивные формы жизни вне Земли,  далеко лететь не надо. Почти каждая планета вместе со своими спутниками в миниатюре повторяет Солнечную систему. Чем дальше спутник от планеты,  тем вероятность обитания уменьшается.

Удачное расположение,  в так называемой зоне жизни, в которой оказалась когда-то Земля,  Европа, Энцелад, позволило сохранить им  воду в жидком виде, а значит, и возможность появления биологической жизни.

Телестудия Роскосмоса