Пятница, 26.04.2024

< Бактерии связаны между собой всемирной генетической сетью
19.11.2011 05:12 Давность: 12 yrs
Категория: Земля, Жизнь

Доказано: бактерии тоже стареют

Американские ученые-эволюционисты построили компьютерную модель, которая наглядно показала, что бактерии тоже могут стареть.

Хотя бактерии в колонии кажутся одинаковыми, среди них тоже есть «старики» и «молодежь»

Находясь в хороших условиях и не испытывая недостатка пищи, бактериальная клетка может существовать неограниченно долго, периодически делясь на две новые. Новорожденные клетки генетически повторяют родительскую и являются ее «клонами». Казалось бы, никакого старения тут не происходит. Неужели бактерий миновала эта роковая участь?

Еще в 2005 году биологи из Сан-Диего обнаружили, что бактерии не всегда остаются молодыми. Старение - процесс во многом загадочный, но кое-что в нем мы уже понимаем. Например, известно, что одним из факторов «старости» является накопление мусора наподобие окисленных («поломанных») белков. Оказалось, что при делении бактерия распределяет этот накопившийся «хлам» неравномерно: одна клетка получает его больше и, следовательно, оказывается более «старой», а другая меньше, оставаясь молодой. Вплоть до 2010-го года ученые считали, что бактериальные клетки стареют, однако потом было проведено новое исследование на более совершенном оборудовании. Во время его ученые наблюдали за ростом бактериальной колонии и не обнаружили признаков старения.

Теперь группа ученых из Калифорнийского Университета построила модель, которая объясняет как результаты экспериментов 2005-го, так и 2010-го года. «Мы проанализировали данные из обеих статей при помощи нашей компьютерной модели и обнаружили, что они фактически показывают одно и то же. В популяции бактерий процессы старения и омоложения происходят одновременно. Поэтому если измерять их неправильно, можно прийти к выводу, что старения нет», - говорит профессор биологии Лин Чао.

Как показывает моделирование, старение является выгодной стратегий для бактериального сообщества в целом. «В процессе компьютерного моделирования мы обнаружили, что неравномерное распределение вредных веществ между двумя дочерними клетками выгодно в эволюционной перспективе», - утверждают ученые. Более молодые клетки могут делиться чаще, что позволяет колонии быстрее эволюционировать и развиваться.

Помимо анализа литературных данных, Чао вместе с коллегами провели собственные наблюдения за процессом деления бактерий, обнаружив признаки несимметричного деления и старения.

Как именно происходит неравномерное распределение «груза времени» между дочерними клетками, пока не ясно. По-видимому, в клетках есть некоторая активная транспортная система, которая отвечает за это.