Четверг, 25.04.2024

< Транспортный грузовой корабль «Прогресс М-13М» в составе МКС
03.11.2011 00:08 Давность: 12 yrs

Вторая планета от проекта Алсубаи – транзитный горячий юпитер Qatar-2 b

Проект Алсубаи объявил об открытии второго транзитного горячего юпитера Qatar-2 b. Кроме того, методом измерения лучевых скоростей родительской звезды в этой системе обнаружено еще одно небесное тело на более широкой орбите (скорее всего, массивная планета-гигант).

Несмотря на ошеломляющие результаты, полученные космическим телескопом им. Кеплера, множество научных коллективов продолжает наземные поиски транзитных экзопланет. Из-за влияния турбулентной земной атмосферы такие обзоры способны находить только планеты-гиганты (так, более чем из ста пятидесяти транзитных планет, обнаруженных с Земли, только 12 имеют радиусы меньше радиуса Сатурна (9.4 радиусов Земли), в то время как большинство транзитных кандидатов, обнаруженных Кеплером, имеют радиус меньше радиуса Нептуна (3.8 радиусов Земли)). Однако наземные обзоры достаточно дешевы, и за счет обзора всего неба они находят планеты у сравнительно ярких звезд.

Проект Алсубаи (он же Qatar Exoplanet Survey – Обзор экзопланет в Катаре) начал свою работу чуть больше двух лет назад. Проект основан на работе пяти автоматических телескопов с апертурой 400 мм и полем зрения 11х11 градусов, расположенных  в Новой Мексике. Каждую ясную ночь эти телескопы снимают кривые блеска сотен тысяч звезд в поисках транзитов – регулярных незначительных ослаблений блеска, вызванных проходом планеты по диску своей звезды. Организатором проекта является гражданин Катара Калид Алсубаи (Khalid Alsubai).
Первый успех пришел к участникам проекта в прошлом году, когда был открыт транзитный горячий юпитер Qatar-1 b. И вот новое открытие: у оранжевого карлика Qatar-2 (2MASS 13503740-0648145) обнаружен транзитный горячий юпитер Qatar-2 b, а также нетранзитная массивная планета на более широкой орбите.

Звезда Qatar-2 – оранжевый карлик спектрального класса К. Его масса оценивается в 0.74 ± 0.04 масс Солнца, радиус – в 0.71 ± 0.02 радиусов Солнца, светимость близка к 0.21 солнечных. Расстояние до звезды не сообщается, но, исходя из ее видимой звездной величины (+13.3m) его можно оценить в 230 пк. Содержание тяжелых элементов в составе этой звезды примерно совпадает с солнечным.
Планета Qatar-2 b – типичный горячий юпитер. Его масса составляет 2.49 ± 0.09 масс Юпитера, радиус оценивается в 1.14 ± 0.04 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 2.2 ± 0.2 г/куб.см и второй космической скорости около 89 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.0215 ± 0.0004 а.е. (6.5 звездных радиусов) и делает один оборот за 1.337118 ± 0.000004 земных суток. Авторы открытия оценили температуру планеты в 1290 ± 20К.

Кроме явного синусоидального сигнала полуамплитудой 559 ± 6 м/сек, вызванного планетой Qatar-2 b, лучевая скорость звезды демонстрирует дополнительный дрейф -2.74 м/сек в сутки, что говорит о наличии в системе еще одного небесного тела на более широкой орбите. Природа и орбитальные параметры этого тела определены пока с большими погрешностями. Авторы открытия полагают, что это массивная планета-гигант с массой ~8 масс Юпитера с орбитальным периодом ~332 земных суток. Уточнить параметры планеты Qatar-2 c помогут дальнейшие наблюдения.