Пятница, 29.03.2024

< Признаки погоды: Воздух Венеры
21.10.2011 00:02 Давность: 12 yrs

LKCA 15 b: молодая экзопланета, пойманная в момент формирования

Группа американских и австралийских астрономов обнаружила формирующуюся планету-гигант рядом со звездой, чей возраст оценивается всего в 2 миллиона лет. Снимки планеты были получены в инфракрасных лучах на 10-метровом телескопе Кек II с помощью апертурной маски.

Изучение экзопланет в формирующихся планетных системах является очень важным для понимания планетообразования и выбора между различными моделями, описывающими этот процесс. В настоящий момент планеты, чьи прямые изображения были получены, можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Большинство из них имеют возраст в 20-30 миллионов лет. Изучение планет на более ранних стадиях формирования планетной системы позволит сделать выбор между двумя конкурирующими моделями образования планет-гигантов: модели аккреции на ядро и модели гравитационной неустойчивости в массивном протопланетном диске.

LKCA 15 – очень молодая звезда солнечного типа, удаленная от нас на 145 ± 15 пк. Ее масса равна 0.97 ± 0.03 солнечных масс, радиус составляет около 2 радиусов Солнца, а спектральный класс K7 V (т.е. она еще продолжает сжиматься). Возраст звезды оценивается всего в 2 +2/-1 млн. лет.
Рядом с этой звездой расположен протопланетный диск массой порядка 55 масс Юпитера, проявляющий себя в инфракрасном диапазоне. В спектре системы видны следы горячей пыли (расположенной не далее 1 а.е. от звезды) и холодной пыли (находящейся дальше 55 а.е.). Посередине находится широкий зазор, в котором пыли почти нет. Это говорит о формировании в этой области одной или нескольких планет.

Американские и австралийские астрономы наблюдали LKCA 15 на 10-метровом телескопе Кек II в инфракрасном диапазоне (полосы К и L) в ноябре 2009 года, а также в августе и ноябре 2010 года. Рядом со звездой был обнаружен слабый источник с болометрической светимостью ~ 10-3 светимости Солнца, что соответствует массивной планете-гиганту с массой около 6 масс Юпитера, продолжающей активно аккрецировать вещество с темпом 10-7-10-8 масс Солнца в год. Если орбита планеты находится в плоскости газопылевого диска, то гигант оказывается удаленным от своей звезды на 15.7 ± 2.1 пк.

На левом снимке виден протопланетный диск вокруг звезды LKCA 15, снятый на волне 850 микрон. Это излучение холодной пыли, удаленной от звезды на расстояние свыше 55 а.е. На правом снимке показаны окрестности звезды LKCA 15, снятые на волне 2.1 микрон (голубым) и 3.7 микрон (красным). Положение центральной звезды отмечено звездочкой и удалено обработкой.

Большая масса и высокая светимость планеты лучше согласуется с моделью гравитационной неустойчивости в массивном протопланетном диске. Впрочем, возможно, в природе реализуются оба механизма формирования планет-гигантов.

Источник: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/1110/1110.3808v1.pdf