Четверг, 25.04.2024

< Kepler-18 – компактная система из трех транзитных планет
06.10.2011 04:16 Давность: 13 yrs
Категория: Системы планет гигантов, Жизнь, Юпитер

Есть ли жизнь на Европе?

Астробиологи утверждают, что на поверхности Европы, спутника Юпитера, могли бы выжить целых два вида архебактерий.

Самый устойчивый организм на Земле — Deinococcus radiodurans (фото EMSL).

Всякие предположения о том, что жизнь на Землю была занесена из космоса, исходят из того, что эта самая жизнь должна без особых проблем переносить межпланетные путешествия. Между тем почти все эксперименты свидетельствуют об обратном: бактерии, грибы, вирусы и просто ДНК почти не выдерживают условий открытого космоса, с его вакуумом и радиацией. Лишь немногие из микроорганизмов оказались бы в состоянии совершить путешествие с Луны на Землю.

Между тем из поля зрения астробиологов удивительным образом выпали археи. Эти древнейшие микроорганизмы склонны жить в экстремальных условиях, вроде сверхвысоких температур или закисленной воды, и было бы логично в первую очередь подвергать «космическим испытаниям» именно их. Группа учёных из Университета Буэнос-Айреса (Аргентина) решила исправить это недоразумение и поставила эксперимент, в котором были сымитированы условия жизни на Европе, одной из юпитерианских лун. Европа была выбрана потому, что это один из самых вероятных кандидатов в «рассадники жизни». Астрономы считают, что на её поверхности есть огромный океан солёной воды, прячущийся под ледовой корой; так отчего бы в этом океане не находиться чему-нибудь живому? В «европейские» условия были помещены три вида архебактерий: Natrialba magadii, Haloferax volcanii и Deinococcus radiodurans.

Микроорганизмы обрабатывались ультрафиолетовым излучением такой интенсивности, которая могла бы быть на поверхности Европы. В итоге выжили не все. Как пишут авторы в статье, подготовленной к печати в журнале Astrobiology, клетки Haloferax volcanii погибли полностью. Но зато некоторое количество двух других видов смогло перенести эксперимент. В случае Deinococcus radiodurans в этом нет ничего удивительного — этот микроорганизм вообще считается этаким крепким орешком: он способен выдерживать засуху, холод, вакуум, повышенную кислотность и чудовищные дозы гамма-излучения.

Но теперь у него появился возможный коллега по межпланетным путешествиям — Natrialba magadii, открытая в 1984 году в одном из солёных озёр в Кении. Оба организма могли бы в случае чего перенести путешествие в открытом космосе и стать первыми колонизаторами Земли. Правда, делать столь далеко идущие выводы всё же рано: эксперимент длился лишь три часа, а за это время никак нельзя осуществить межпланетный дрейф.

Космические корабли могли бы изрядно сократить это время — даже если отвлечься от заселения Земли из космоса, можно представить себе «микробиологический посев» на Европе, который человек может совершить уже сейчас. Впрочем, над подобными проблемами можно не задумываться, если допустить существование высокоразвитых инопланетян, которые одномоментно способны доставить в любую точку космоса кого угодно, хоть Deinococcus radiodurans, хоть слона.

Подготовлено по материалам Technology Review.

Текст: Кирилл Стасевич