Понедельник, 29.04.2024

< Аппарат Mars Express исследует древние марсианские озера
05.09.2011 05:26 Давность: 13 yrs
Категория: Освоение Солнечной системы

Клетки-самоубийцы защищают наш организм от радиации

Ученые обнаружили, что наше тело может приспосабливаться к повышенному уровню радиации. Клеткам удается защитить себя, но насколько длительной может быть такая защита, пока неясно.

Исследование проводилось на кардиохирургах, которые выполняют операции с применением рентгеновских лучей. Основную дозу излучения получает, конечно, пациент, но часть рассеянной радиации «достается» и врачам. Образцы их крови сравнивались с контрольной группой врачей, которые не подвергаются дополнительному облучению.

Ученые обнаружили, что в ответ на длительное воздействие радиации в крови повышается содержание антиоксиданта глютатоиона (glutathione) внутри красных кровяных телец. Также некоторые клетки, по-видимому, с большей готовностью идут на самоубийство (апаптоз), что поможет защитить организм от рака, если в программе клетки произойдет сбой. Глютотион помогает избавляться от лишнего активного кислорода, который появляется под воздействием радиации и может разрушить содержимое клеток. Оказалось, что в цитоплазме, окружающей красные кровяные тельца, содержание активных форм кислорода повышено, по сравнению с нормой, но внутри самих клеток уровень остается без изменения. Такое предохранение клеток и достигается благодаря повышению уровня глютатиона.

Доктор Майкл Сэмуэльс, не участвовавший в исследовании, называет результат «чрезвычайно интересным». «По крайней мере, теоретически, это может являться механизмом защиты клеток от повреждающего воздействия радиации», - считает он. Сами авторы исследования подчеркивают, что делать окончательные выводы еще рано и нужны дополнительные исследования для подтверждения их гипотезы. Свою статью они опубликовали в European Heart Journal.