Вторник, 16.04.2024

< Описано новое сейсмическое явление
01.09.2011 05:28 Давность: 13 yrs
Категория: Солнце, Межпланетная среда

Объяснена аномалия «Маринера-5»

Космические аппараты европейского (при участии НАСА) проекта Cluster, направленного на изучение магнитосферы Солнца. В феврале с. г. исполнилось десять лет с начала эксперимента.

Группа исследователей во главе с астрофизиками из Университета Уорика (Великобритания) предложила решение 40-летней проблемы, связанной с наблюдениями турбулентности солнечного ветра, которые выполнил зонд «Маринер-5».

Считается, что турбулентность солнечного ветра не должна влиять на его скорость и направление движения. Однако, когда первые космические зонды сделали попытку измерить турбулентность, результаты наблюдений не совсем соответствовали этому правилу. Анализ данных, полученных «Маринером-5» в 1971 году, обнаружил небольшое, но всё же раздражающе чёткое распределение значений турбулентности, перпендикулярное как направлению движения солнечного ветра, так и магнитному полю, через которое он проходил.

Несмотря на аберрацию, эффект был относительно небольшим, и до сих пор физики его, по сути, игнорировали. Однако недавние космические миссии, изучавшие солнечный ветер (например, Cluster), имеют настолько чувствительные и высокоточные приборы, что эта небольшая аберрация может стать серьёзным камнем преткновения для полного понимания того, что происходит с солнечным ветром.

Эндрю Тёрнер, Сандра Чепмен и их коллеги проанализировали данные проекта Cluster и создали виртуальную модель того, как в солнечном ветре растёт магнитогидродинамическая турбулентность. Затем они направили виртуальный космический зонд полетать по модели в различных направлениях («Маринер-5» летал только в одном).

«Анализ чётко показал, что, когда все результаты рассматриваются в совокупности, связь между изменениями турбулентности в солнечном ветре и направлением движения исчезает, — отмечает г-н Тёрнер. — Наблюдаемая неосесимметричная анизотропия может возникнуть просто как эффект выборки из-за использования лишь одного датчика, проходящего только один конкретный путь сквозь солнечный ветер».

Результаты исследования опубликованы в журнале Physical Review Letters.

Подготовлено по материалам Университета Уорика.

Текст: Дмитрий Целиков