Пятница, 26.04.2024

< Ученые предлагают компактные ядерные реакторы для баз на Луне и Марсе
30.08.2011 05:39 Давность: 13 yrs
Категория: Земля, Солнечная система

«Подземная Амазонка» разделила точки зрения геологов

Ученые говорят, что подземная река, которая, считают геологи, течет под Амазонкой, не является рекой в общепринятом смысле этого слова, даже если ее существование в будущем будет доказано на практике. Подземная «река», о которой ранее сообщалось на этой неделе, на встрече ученых в Бразилии, вызвала широкий резонанс, как среди ученых, так и в среде журналистов.

Однако многие специалисты уверены в том, что подземные резервуары с водой, проходящей через пористые горные породы, представляют собой почти статические хранилища, в лучшем случае вода здесь движется со скоростью несколько сантиметров в год. Другая группа бразильских геологов предполагает, что по косвенным данным вода в «подземной Амазонке» должна быть соленой.

Ранее группа ученых из Бразильской национальной обсерватории под руководством Валия Хамзы и Элизабет Таварес Пиментел, сообщила об открытии «реки» под бассейном Амазонки на основании данных о температуре в глубинных скважинах, пробуренных бразильской нефтяной компанией Petrobras, занимающейся геологоразведкой и поисками залежей нефти и газа. Сделав необычную находку, персонал Petrobras привлек к работам бразильских ученых.

Используя математические модели, касающиеся разницы температур в движущейся воде, ученые сделали вывод о том, что вода в бассейне Амазонки должны двигаться по отверстиям вниз, уходя на глубину до нескольких километров. Ученые установили, что движение воды происходит с запада на восток, точно также как и движется сама Амазонка. Наибольший интерес вызывает то, что по предварительным оценкам длина подводной «реки» составляет около 6000 километров, что превышает длину Амазонки - самой протяженной реки на планете.

Впрочем, бразильские ученые говорят, что исследуемый ими подводный бассейн вряд ли признают рекой в традиционной понимании этого слова. «Мы просто использовали термин река, чтобы дать самое общее представление о находке», - говорит профессор Валия Хамза.

По его словам, в Амазонке вода переносится тремя движущими силами: самой рекой, водой в виде пара в атмосфере над Амазонкой и виде подземных течений. «По данным литологического исследования подземные осадочные бассейны Амазонки представляют собой проницаемую среду и там есть свои потоки, следующие через отверстия в каменных породах. Мы считаем, что эти отверстия достаточно большие и их достаточно много для того, чтобы там образовалось течение», - говорит он.

Общий расчетный объем протекаемой воды под Амазонкой составляет порядка 4000 кубических метров в секунду, что довольно значительно и составляет несколько процентов от общего водяного потока Амазонки. В то же время, исследователи говорят, что реальная скорость переноса воды через подземную «реку» ниже чем у самой Амазонки в десятки раз, она также ниже, чем скорость таяния ледников на полюсах нашей планеты.

В компании Petrobras говорят, что с их точки зрения термин «река» для подземного хранилища воды является неверным. Кроме того, геологи говорят, что подземный амазонский бассейн никогда не достигнет Атлантического океана, так как само течение хоть и происходит сквозь пористые породы, у побережья океана «река» натыкается на непроницаемые каменные породы. Кроме того, ученые уверены, что «река», текущая на глубине 4000 метров, не может быть пресной и не является ей - содержание солей здесь очень велико.

Сейчас исследователи пытаются обнаружить следы подземного водохранилища у устья Амазонки, а также экспериментально доказать, попадают ли воды из него в океан.