Воскресенье, 05.05.2024

< Boeing намерена доставлять американских астронавтов на МКС при помощи ракет Atlas V
08.08.2011 07:21 Давность: 13 yrs
Категория: Солнечная система

В космосе впервые надёжно пойман молекулярный кислород

Орбитальный телескоп обнаружил молекулы кислорода (схематично показаны на врезке) в плотных облаках из газа и пыли, прилегающих к областям звездообразования в туманности Ориона.

Область звездообразования в Орионе порадовала астрономов молекулами O2. Отдельные атомы этого элемента не раз обнаруживались в открытом пространстве и около звёзд, но молекулярный кислород до сих пор ускользал от исследователей.

Строго говоря, впервые о выявлении молекулярного кислорода за пределами Солнечной системы учёные заговорили ещё в 2007 году, когда подпись такого вещества уловил шведский спутник Odin. Но в силу не особенно высоких чувствительности и разрешения аппаратуры надёжно подтвердить то открытие так и не удалось.

И вот теперь благодаря мощному инфракрасному телескопу Herschel учёные смогли с уверенностью сказать, что столь простая молекула действительно существует в далёком космосе.

Ведущий автор работы Пол Голдсмит (Paul Goldsmith) из NASA полагает, что кислород был заперт в частичках водяного льда, покрытых тонким слоем пыли.

Учёные думают, что кислород, обнаруженный в туманности Ориона, был сформирован под действием звёздного света, нагревшего ледяные зёрна и выпустившего воду, которая была преобразована в молекулы кислорода, — сообщает Лаборатория реактивного движения.

В других частях молекулярного облака, где O2 рассмотреть не удалось, вероятно, кислород всё ещё остаётся «запертым».

«Это объясняет, где некоторая часть кислорода может скрываться, — говорит Голдсмит. — Но мы не нашли его в большом количестве и пока не понимаем, что же такого особенного в месте, где мы выявили его. Вселенная до сих пор хранит множество тайн».

«Кислород является третьим наиболее распространённым элементом во Вселенной, и его молекулярная форма должна быть обильной в космосе», — поясняет загадку учёный Билл Данчи (Bill Danchi) из NASA. Исследователи планируют продолжить охоту за молекулами кислорода в других областях звездообразования.

Леонид Попов