Четверг, 18.04.2024

< Подтверждена планетная природа кандидата Kepler-10 c
23.06.2011 00:08 Давность: 13 yrs

OGLE-2008-BLG-513L b: массивный гигант рядом с красным карликом

20 июня в Архиве электронных препринтов появилась статья большого коллектива ученых об открытии методом микролинзирования массивной планеты рядом с красным карликом OGLE-2008-BLG-513L (другое название этой звезды - MOA-2008-BLG-401).

Это открытие необычно по многим параметрам. Странные спектральные свойства звезды-источника навели авторов статьи на мысль, что она находится не в балдже Галактики (характерное расстояние 8 кпк), а является бедной металлами звездой переднего фона, удаленной от Солнца на 1.2-1.8 кпк (наиболее вероятное значение – 1.4 кпк). Масса звезды-линзы оценивается в 0.25 ± 0.09 масс Солнца, т.е. она является карликом спектрального класса М. Отношение масс планеты и звезды достигает 0.027 ± 0.001, что приводит к массе планеты 6.8 ± 2.3 масс Юпитера. Планету и звезду разделяет расстояние (в проекции на небесную сферу) 4 ± 2.4 а.е.

Наличие такой массивной планеты у такой легкой звезды бросает вызов как теории образования планет-гигантов путем аккреции на ядро, так и теории гравитационной неустойчивости в протопланетном диске. В протопланетном диске красного карлика просто не должно быть столько вещества, сколько потребовалось для формирования этой планеты! Авторы открытия предположили, что планета сформировалась достаточно далеко от своей звезды путем гравитационной неустойчивости, впоследствии из-за планет-планетного рассеяния перешла на высокоэллиптическую орбиту, а сейчас как раз проходит перицентр, но сами признали, что это «дикая спекуляция».

Мир планетных систем в очередной раз продемонстрировал свое удивительное разнообразие.

Источник: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/1106/1106.4013v1.pdf