Пятница, 29.03.2024

< Рея крест-накрест
16.06.2011 00:11 Давность: 13 yrs

MOA-2009-BLG-266L b – легкий аналог Нептуна

Методом гравитационного микролинзирования открыта холодная планета массой около 10 масс Земли рядом с далекой звездой красным карликом.

10 июня в Архиве электронных препринтов появилась статья большой группы авторов (одно перечисление имен занимает целую страницу!) об открытии новой планеты у далекого красного карлика MOA-2009-BLG-266L. Планета была обнаружена методом гравитационного микролинзирования.

Событие микролинзирования MOA-2009-BLG-266 было обнаружено 1 июня 2009 года с помощью 1.8-метрового телескопа, расположенного на вершине горы Маунт Джон (Новая Зеландия). Сразу же к наблюдениям подключилось еще полтора десятка телескопов, объединенных в рамках обзоров событий микролинзирования (Probing Lensing Anomalies NETwork (PLANET), Microlensing Follow-Up Network (мю_FUN) и Microlensing Network for the Detection of Small Terrestrial Exoplanets (MiNDSTEp)). 11 сентября 2009 года на кривой блеска  была обнаружена особенность, которую интерпретировали как возможное наличие планеты у звезды-линзы. Дальнейший анализ подтвердил это предположение.

Итак, звезда MOA-2009-BLG-266L удалена от Солнца на 3.04 ± 0.33 кпк. Ее масса оценивается в 0.56 ± 0.09 масс Солнца, т.е. это красный карлик позднего K или раннего M класса. Масса планеты составляет 10.4 ± 1.7 масс Земли, расстояние между планетой и звездой в проекции на небесную сферу – 3.2 +1.9/-0.5 а.е. Орбитальный период планеты оценивается в 6.2 – 15 лет. Температурный режим новой планеты можно очень грубо оценить как средний между температурными режимами Сатурна и пояса Койпера. Скорее всего, планета является легким аналогом Урана в Солнечной системе.

Новое открытие подтверждает широкую распространенность нептунов и суперземель у звезд красных карликов и согласуется с «моделью аккреции на ядро» – одной из конкурирующих между собой моделей образования планет. Согласно этой модели, планеты-гиганты образуются в протопланетном диске формирующихся звезд в результате столкновений и слипания ледяных планетезималей, образующихся за «снеговой линией».  Сначала образуется «ядро» массой около 10 масс Земли, на которое затем аккрецирует газ из протопланетного диска. Одним из предсказаний «модели аккреции на ядро» является широкая распространенность рядом со звездами красными карликами «неудавшихся» планет-гигантов – т.е. ледяных ядер с массой порядка 10 масс Земли.
Альтернативной гипотезой образования планет-гигантов является гипотеза гравитационной неустойчивости в массивном протопланетном диске. Эта гипотеза предсказывает наличие массивных планет на большом (десятки а.е.) расстоянии от звезды.

Источник: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/1106/1106.2160v1.pdf