Пятница, 29.03.2024

< Найдены первые многоклеточные представители глубинной биосферы
09.06.2011 07:12 Давность: 13 yrs

Новое о системе 55 Рака

Прямое измерение углового диаметра близкой звезды 55 Рака позволило с высокой точностью определить ее физические размеры, массу, возраст, и уточнить параметры ее внутренней планеты 55 Рака е.

55 Рака (HD 75732, HIP 43587) – сравнительно близкая (12.3 пк) яркая (видна невооруженным глазом) звезда немного тусклее и холоднее Солнца. Рядом с ней уже открыто пять планет, самая внутренняя из которых (55 Рака е) является транзитной, т.е. регулярно проходит по диску своей звезды. Наблюдения транзитов этой планеты велись как в видимом свете канадским спутником MOST, так и в инфракрасном диапазоне космическим телескопом им. Спитцера, причем радиус планеты, измеренный Спитцером на волне 4.5 мкм, оказался на 30% больше, чем измеренный в видимом свете.

Хитрость состоит в том, что прямо измерить радиус транзитной экзопланеты невозможно. Его вычисляют, исходя из измеренной глубины транзита и размера звезды. А радиус звезды 55 Рака был определен неточно – разные авторы давали разные его оценки (от ~0.95 до 1.15 радиусов Солнца). Неопределенности в определении радиуса 55 Рака приводили к такой же неопределенности в знании физического размера планеты, ее средней плотности, а значит, и химического состава.

7 июня в Архиве электронных препринтов появилась статья группы американских и европейских астрономов о прямом измерении углового размера звезды 55 Рака методом оптической интерферометрии. Наблюдения проводились 11 и 12 мая с помощью CHARA (Center for High Angular Resolution Astronomy = Центр астрономии с высоким угловым разрешением). Угловой диаметр звезды оказался равен 0.711±0.004 угловых миллисекунд, что на расстоянии 12.3 пк соответствует радиусу 0.943 ± 0.01 солнечных радиусов. Также были уточнены другие параметры звезды: ее светимость (она оказалась равной 0.582 ± 0.014 светимостей Солнца), эффективная температура (5196 ± 24К) и спектральный класс (K0 IV-V). Сравнив параметры 55 Рака с моделями звездной эволюции, авторы статьи оценили возраст звезды в 10.2 ± 2.5 млрд. лет.

Каким же оказался размер горячей суперземли 55 Рака е? С учетом независимых и точных данных о радиусе звезды он оказался равен 2.007 ± 0.136 радиусов Земли, что при массе 8.63±0.35 масс Земли приводит к средней плотности 5.88±0.73 г/куб.см, что близко к средней плотности Земли. По всей видимости, планета или включает в себя некоторое количество льдов, или обладает протяженной атмосферой, состоящей из тяжелых газов (водород и гелий 55 Рака е удержать не может из-за высокой температуры поверхности, в подзвездной точке превышающей 2000 К).

Источник: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/1106/1106.1152v1.pdf