Вторник, 30.04.2024

< Китайцы собираются строить орбитальную станцию
05.05.2011 05:44 Давность: 13 yrs
Категория: Малые тела

Выполнены наблюдения удалённой кометы

Венгерским астрономам удалось получить изображения кометы, которая находится на чрезвычайно большом расстоянии от Солнца.

Комета Хейла — Боппа и галактика Андромеды, сфотографированные в конце ХХ века (иллюстрация J. C. Casado).

Речь идёт об известнейшей комете Хейла — Боппа, оказавшейся далеко за орбитой Нептуна и отошедшей от Солнца на 30,7 а. е. Зарегистрировать комету на таком удалении ещё никому не удавалось.

Наблюдения были выполнены с помощью 2,2-метрового телескопа чилийской обсерватории Ла-Силла четвёртого декабря прошлого года. Полученные изображения авторы сравнили со снимками, сделанными в конце 2007-го, когда комета находилась «всего» на расстоянии 25,7 а. е. от нашей звезды.

В 2007 году у кометы Хейла — Боппа, к удивлению учёных, ещё сохранялась вполне заметная кома, облако из пыли и газа, окружающее ядро и образованное из его вещества под действием излучения Солнца. При удалении от источника тепла кома, разумеется, должна исчезать, и свежие данные подтверждают это. Тем не менее какую-то минимальную активность комета, по-видимому, проявляет до сих пор: результаты наблюдений 2010 года говорят о том, что обнажённое ядро (если на изображениях видно именно оно) должно иметь радиус в 60–65 км. Эта оценка не согласуется с предыдущими, которые попадают в диапазон 30–37 км, а следовательно, небольшая кома у кометы остаётся.

Четыре года назад температура кометы Хейла — Боппа оценивалась в 53,1 К. Поскольку сейчас она переходит в неактивное состояние, температуру этого перехода можно считать равной 50–53 К.

В следующий раз комета «проснётся» более чем через две с половиной тысячи лет, когда снова попадёт во внутреннюю область Солнечной системы.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Discovery News.

Текст: Дмитрий Сафин