Суббота, 20.04.2024

< Европа, возможно, вложит около 500 млн. евро в исследования экзопланет
27.02.2011 05:20 Давность: 13 yrs

Новое открытие Спитцера: массивная планета у белого карлика

Группа американских ученых, работающая со снимками инфракрасного космического телескопа им. Спитцера, объявила об открытии массивной планеты у белого карлика WD 0806-661 (GJ 3483).

Владислава Ананьева.

Ученые занимались поиском маломассивных спутников звезд в солнечных окрестностях, отыскивая на снимках Спитцера тусклые объекты, имеющие одинаковое собственное движение с близкими звездами. Рядом с белым карликом WD 0806-661 они обнаружили слабый объект, который на волне 4.5 мкм был на одну звездную величину слабее самого тусклого из известных коричневых карликов. Температура объекта составляет около 300К, т.е. близка к комнатной! На небесной сфере планету и звезду разделяет угловое расстояние ~130 угловых секунд, что при расстоянии до белого карлика, равного 19.2 ± 0.6 пк, соответствует линейному расстоянию в примерно 2500 а.е. Сравнение параметров объекта с результатами модельных расчетов позволило оценить его массу – около 7 масс Юпитера. Возраст системы оценивается в 1.5 ± 0.5 млрд. лет.

Вызывает удивление огромное расстояние между планетой и звездой. Возможно, WD 0806-661 b образовался непосредственно из протозвездного облака, а не из протопланетного диска, и тогда он является «неудавшейся звездой», не сумевшей набрать нужную массу. Или же планета изначально сформировалась гораздо ближе к звезде, но была выброшена на высокоэллиптическую орбиту в результате планет-планетного рассеяния. Какой из сценариев ближе к истине, покажут дальнейшие исследования.

Источник: http://iopscience.iop.org/2041-8205/730/1/L9