Суббота, 20.04.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< Что спасет российскую науку?
26.02.2011 04:45 Давность: 13 yrs
Категория: Освоение Солнечной системы
Количество просмотров: 6793

Гонка за космос. За платный космос



22 октября глава компании Virgin Galactic британский миллиардер сэр Ричард Брэнсон в торжественной обстановке открыл первый в мире частный космопорт (взлетно-посадочную полосу для ракетопланов), который находится в штате Нью-Мексико (США). В заметке Марата Мусина дается краткий обзор современного состояния коммерческого космического туризма и рассказывается о наиболее важных испытаниях, прошедших за последнее время.


С 1986 г., когда сенатор Билл Нельсон стал первым непрофессиональным астронавтом, попавшим в космос, и до 2009 г., когда на МКС слетал последний на сегодня космический турист — Ги Лалиберте, — теоретическая возможность попасть в космос была у любого здорового жителя Земли. При наличии, конечно, 20 млн. долл. Однако в связи со сворачиванием программы Space Shuttle загрузка космических кораблей «Союз» возросла, и полеты туристов временно прекратились. Получается, что спрос на частные полеты в космос есть, а вот предложений нет. Такая ситуация явно противоречит современной экономической модели, поэтому появление частных компаний для отправки туристов в космос было предопределено. Очень кстати пришелся подписанный в 1990 г. закон Launch Services Purchase Act, который давал частным американским компаниям право совершать суборбитальные полеты и — в перспективе — заниматься доставкой грузов на орбиту. Это позволит в будущем сосредоточить деятельность NASA на дорогостоящих научных проектах и привлечет в отрасль космических перевозок новые энергичные компании.

За 12 лет, прошедших с момента основания Space Adventures, первой частной компании для отправки туристов в космос, сформировалась целая индустрия, которой присущи все атрибуты молодой высокотехнологичной отрасли. Есть компании, которые разрабатывают космические суборбитальные аппараты. Есть компании, которые думают о долгосрочной перспективе и сразу замахиваются на постройку космических станций и орбитальных гостиниц. Есть ряд частных фондов, которые спонсируют наиболее перспективных разработчиков, оставляя за собой право вести маркетинговую политику и продавать билеты. Присутствует логичная государственная (через гранты NASA) поддержка различных программ, повышающая конкуренцию среди участников проекта. Есть, наконец, негосударственный фонд X-Prize, который учредил призы для компаний, первыми добившихся серьезных успехов. В этой пестрой компании появились свои фавориты, неудачники, а также неформалы.

Эта статья посвящена двум важным событиям, произошедшим в недавнее время: первому тестовому полету корабля SpaceShipTwo и подписанию договора между компаниями Armadillo Aerospace и Space Adventures.

10 октября 2010 г. туристический космический корабль SpaceShipTwo отделился от самолета-носителя WhiteKnightTwo и совершил первый самостоятельный полет. Напомним, что Virgin Galactic, которой принадлежит корабль, — это та самая компания, которая выиграла Ansari X-Prize — приз в 10 млн долл. для первой негосударственной организации, совершившей два пилотируемых суборбитальных космических полета на одном многоразовом космическом аппарате в течение двух недель.

В ходе последних испытаний управляемый пилотом суборбитальный корабль с заглушенными двигателями спланировал с высоты 13,7 км и приземлился на ВПП единственного в США частного космодрома в пустыне Мохаве. Во время полета была проверена система отсоединения корабля от самолета-носителя, отработана технология запуска основного двигателя, спуска и приземления.

Таким образом, началась третья — из семи заявленных — фаза испытаний суборбитального корабля. Наземные испытания и совместные полеты самолета-носителя WhiteKnightTwo, начавшиеся в марте 2010 г., были успешно закончены. На 2011—2012 гг. запланированы последние стадии испытаний: кратковременное включение двигателя на дозвуковых скоростях, преодоление звукового барьера, выход на высоту границы космического пространства (100 — 110 км) и, наконец, полноценный суборбитальный полет, после которого проект должен получить лицензию на коммерческие запуски. Всего планируется провести более 100 тестовых запусков. В то же время нужно помнить, что, по словам Берта Рутана, легендарного аэрокосмического конструктора, дизайнера SpaceShipTwo, «...корабль [для космического туризма] будет так же безопасен, как самолеты 1920-х годов. Не верьте, когда говорят, что безопасность этого корабля будет на уровне современных лайнеров — их совершенствуют уже 70 лет».

Особенностью SpaceShipTwo будет использование нового метода входа в атмосферу, так называемого «feathered reentry» (вход на бреющем полете). Суть идеи, предложенной инженерами и дизайнерами, в том, что при выходе на расчетную высоту крылья корабля складываются определенным образом, тормозя космоплан о верхние слои атмосферы. Корабль спускается со скоростями, меньшими по сравнению, например, с шаттлами, а значит, не надо уделять такое большое внимание теплозащите, которая сильно увеличивает вес корабля, а значит, и стоимость полета. Кроме того, аэродинамика корабля позволяет ему входить в атмосферу под любым углом. Компьютерное моделирование полета под названием «Virgin Galactic Space Tourist Animation» доступно в Интернете.

Хотя первые коммерческие запуски запланированы на конец 2012 г., уже более 340 человек забронировали места на официальном сайте компании. По сравнению с полетом на МКС этот полет обойдется в скромную сумму — 200 тыс. долл. После возвращения на Землю космические туристы получат штамп в паспорт, подтверждающий полет в космос.

Но всё не так безоблачно для SpaceShipTwo: уже в ближайшее время Virgin Galactic может ощутить сильную конкуренцию со стороны компании Armadillo Aerospace. В мае 2010 г. Armadillo Aerospace и Space Adventures подписали договор о сотрудничестве, а это значит, что команда Джона Кар-мака, известного программиста, основателя компании Id Software, получит хорошую финансовую помощь, маркетинговую поддержку и более 200 гарантированных клиентов. Сейчас у Armadillo Aerospace нет готового корабля, который мог бы конкурировать с SpaceShipTwo. Но их прототип выигрывал Lunar Lander Challenge — соревнования, проводимые под эгидой NASA для аппаратов вертикального взлета и посадки, которые потенциально смогут сесть на поверхность Луны и вернуться на Землю — в 2008 и 2009 гг. Не называя точных сроков, Кармак утверждает, что первых туристов они могут отправить в 2012 г.

Считается, что космический туризм может стать новым источником идей и финансирования космических разработок, замедлившихся после сворачивания американцами программы Constellation. И действительно, почти каждая компания привносит новаторские идеи, которые редко применялись в государственных программах или не применялись никогда:

Компания Armadillo Aerospace предлагает космические корабли вертикального взлета и посадки.

Технология «fethered reentry»: вход в атмосферу на малой скорости компании Virgin Galactic.

SpaceShipTwo для выхода на расчетную высоту использует самолет-носитель WhiteKnightTwo, выполненный по редкой двухбалочной схеме

Датские разработчики из Copenhagen Suborbitals пытаются предложить ультракомпактную ракету «Тихо Браге».

Компания Boeing предлагает использовать одноразовую тепловую защиту для своих пилотируемых космических кораблей CST-100.

Компания Bigelow Aerospace работает над созданием надувных космических станций и уже запустила модули Genesis I и Genesis 2.

Такая большая конкуренция среди компаний вполне объяснима: в столь молодой отрасли пришедший к финишу первым снимает все сливки. Кто первым запустит человека в космос, тот обеспечит себе лидерство на несколько лет. Все компании на начальном этапе находились в практически равных условиях, поэтому преимущество той или иной команды обычно прямо пропорционально количеству денег, вложенных в проект. Стоимость разработок настолько высока, что ни одна компания не выдерживает ранее заявленных графиков тестовых пусков. Таким образом, нынешние фавориты могут упустить свое первенство -это уже не раз случалось. Наблюдать за очередным, на этот раз сугубо мирным витком космической гонки очень увлекательно.

А Земля уже потихоньку готовится к буму космического туризма — например, не каждый знает, что наземная инфраструктура тоже развивается. И это не только сети по продажам маек и ручек с символикой компаний-участниц: космодромы в США (Калифорния, Оклахома, Нью-Мексико, Вирджиния, Аляска, Висконсин), Швеции, Сингапуре, на Маршалловых островах, в Арабских Эмиратах готовы стать стартовой площадкой для состоятельных людей, желающих посмотреть на Землю из космоса.

На всякий случай, если вы твердо решили полететь в космос, а частные компании — что вполне возможно – вновь отложат свои старты, не спешите расстраиваться: к 2013 г. Роскосмос планирует увеличить число запусков ракет «Союз» до пяти в год, что позволит освободить одно-два места в год для космических туристов по прежним ценам — 20-30 млн долл.

Марат Мусин


Комментарии

Комментарии

Вход в систему

Введите имя пользователя и пароль для входа в систему:
Вход в систему

Забыли пароль?

Автоматические космические аппараты

Автоматическими космическими аппаратами называются запускаемые в космическое пространство беспилотные устройства, способные выполнять операции как подчиняясь радиокомандам, передаваемым с Земли, так и по программам, заложенным в их бортовых процессорах... [далее]

Rambler's Top100