Пятница, 29.03.2024

< Взгляд в прошлое: Облака, планеты, звезды
25.02.2011 05:19 Давность: 13 yrs
Категория: Экзопланеты, Солнечная система

Девять молодых звезд поглотили свои планеты

Когда неутомимый космический телескоп Хаббл обнаружил в небе кластер из девяти молодых звезд, впоследствии получивший кодовое имя NGC 3603, астрономы не сразу нашли объяснение этому факту.

Это были довольно холодные звезды с температурами 1700-2200 К. Сама по себе низкая звездная температура ничего удивительного собой не представляет, она свойственна коричневым карликам, чьи массы колеблются в диапазоне между массой планет и массой начинающих звезд. Удивительно было другое – кластер находится на расстоянии в 20 тыс. световых лет, а на таком расстоянии коричневый карлик неразличим из-за своей тусклости.

В своей статье, которая должна появиться в ближайшем номере журнала The Astrophysical Journal, группа голландских исследователей под руководством Лореданы Спецци (Loredana Spezzi) из Европейского космического агентства предложила этой загадке объяснение, которое они считают единственно возможным.

По их мнению, эти звезды были не карликами, а вполне нормальными молодыми звездами с совсем не такой холодной температурой. Сначала в их окрестностях образовались планеты, а потом они эти планеты с гигантской скоростью поглотили. В результате звезды увеличились в размерах, а вокруг них образовалась атмосфера из останков планет, которая, естественно, намного холоднее звездных температур.

Ученые считают, что это такая звездная система, которая сначала порождает планеты, а потом спешно их потребляет. Они назвали такие звезды блотарами (от английского слова bloat – пухнуть).

Существующие теории формирования планет предусматривают сценарий, по которому образовавшиеся планеты в ряде случаев начинают по спирали приближаться к своей звезде, чтобы в результате быть поглощенными ею. Видимо, этот сценарий очень распространен во Вселенной – по крайней мере, он объясняет тот факт, что среди, теперь уже больше чем тысячи, наблюдаемых экзопланет мы с удивительным постоянством видим те, которые движутся по орбитам, очень близким к своей звезде. С другой стороны, никто и никогда до сих пор не видел таких прожорливых звезд, как эти.