Пятница, 29.03.2024

< Возле поверхности Титана есть туман, уверены астрономы
25.02.2011 05:15 Давность: 13 yrs
Категория: Солнечная система

Взгляд в прошлое: Облака, планеты, звезды

Планеты, как известно, образуются из остатков газопылевого диска, окружающего молодую звезду. Увидеть такую формирующуюся систему – это почти то же самое, что заглянуть в прошлое Солнца и Земли. И не так давно это удалось.

Используя данные расположенного на Гавайях телескопа Subaru, удалось извлечь изображения двух молодых звезд, окруженных протопланетными дисками размеров, сопоставимых с размерами Солнечной системы. При этом в них обнаружились довольно интересные структурные элементы, связанные с начавшимся процессом рождения будущих планет-великанов. Захватывающий момент!

Планетные системы наподобие нашей – всего лишь скромный «побочный продукт» формирования звезды. Сконденсировавшись из газопылевого облака, звезда притягивает все, что от него осталось, закручивая и уплотняя диск материи. Постепенно и более-менее случайно в ней появляются сгустки, притягивающие к себе дополнительное вещество, пока их собственная гравитация не окрепнет достаточно, чтобы начать образование твердой основы. Все эти процессы изучены довольно неплохо, хотя подобные исследования либо носят непрямой характер, либо же вовсе теоретические. Тем интересней находка команды Кристиана Тальмана (Christian Thalmann) и его коллег, которым удалось наблюдать такую рождающуюся систему напрямую.

В одной из работ рассматривались окрестности звезды LkCa 15, расположенной примерно в 450 световых годах от Земли, в созвездии Тельца. Имея от роду не более нескольких миллионов лет, звезда эта на несколько порядков моложе Солнца. Ранее ее уже изучали в ИК- и миллиметровом диапазонах, обнаружив и протопланетный диск, и значительную «дырку» в его центре, поблизости от самой звезды, что делает диск похожим скорее на плоский бублик. Теперь же работа позволила получить изображения с куда бОльшим разрешением и заметить даже свет звезды, отраженный от поверхности диска, демонстрирующий удивительно ровную границу этой «дырки». Как ни странно, дыра оказалась не круглой, а овальной, причем центр ее не совпадает с положением звезды.

«Наиболее вероятным объяснением этого пустого пространства и его асимметрии является наличие одной или нескольких планет, только сформировавшихся и активно поглощающих газ и пыль при движении по орбите», - говорит Кристиан Тальман. Размеры этого «чистого» пространства действительно достаточны: в нем с легкостью поместятся орбиты всех планет нашей Солнечной системы. Все это позволяет с достаточной уверенностью полагать, что в системе LkCa 15 идет образование планетной системы наподобие нашей. «Сами планеты мы пока не обнаружили, - продолжает ученый, - но скоро, возможно, это удастся».

Еще одна работа, проведенная с помощью того же телескопа Subaru японской группой Юна Хашимото (Jun Hashimoto), посвящена звезде AB Aur в созвездии Возничий, в 470 световых годах от Земли. AB Aur еще моложе предыдущей – ей порядка 1 млн. лет – и ее также удалось наблюдать в пределах размеров Солнечной системы. Несмотря на то, что на таком расстоянии Солнечная система выглядит не более, чем монетка с дистанции в десяток километров. Японцам удалось показать, что газопылевой диск вокруг звезды разделен на два кольца, вложенные одно в другое и разделенные сравнительно пустым пространством. И снова обнаружилось асимметричное их положение относительно звезды, что свидетельствует о влиянии минимум одной крупной планеты.

По пресс-релизу Max-Planck-Gesellschaft