Суббота, 27.04.2024

< Автоматическая станция «Луна-25» скорректировала окололунную орбиту
18.08.2023 22:26 Давность: 252 days
Категория: Нептун

Облачность на Нептуне связали с циклами солнечной активности

Время от времени голубой гигант Нептун затягивают большие светлые облака, но затем они непременно рассеиваются. Данные архивных наблюдений показали, что эти изменения следуют за 11-летними солнечными циклами, даже несмотря на то, что планета находится от звезды в 30 раз дальше нас.

Ледяной гигант Нептун в 17 раз массивнее Земли. Это самая дальняя от Солнца планета, тем не менее свет звезды оказывает на него весьма заметное влияние. Светлые облака то пестрят в голубоватой атмосфере Нептуна, то почти полностью рассеиваются, следуя за 11-летними циклами солнечной активности. Это продемонстрировали многолетние наблюдения, данные которых представлены в новой статье, опубликованной в журнале Icarus.

Телескоп Hubble следит за Нептуном уже больше четверти века; на фоне планеты выделяются светлые облака.

Бурление плазмы, выбросы заряженных частиц, появление пятен и другие процессы, происходящие на Солнце, определяются движениями его магнитного поля. В свою очередь, поведение магнитного поля следует нескольким циклам разной продолжительности. Самые известные из них — 11-летние, которые прослеживаются уже с середины XVIII века. Нынешний цикл — 25-й с начала наблюдений — начался в 2019 году и закончится в 2030, предыдущие продолжались с 2008 по 2019 и с 1996 по 2008.

Эранди Чавес (Erandi Chavez) и ее коллеги рассмотрели недавние и архивные снимки Нептуна, которые за этот период сделал космический телескоп Hubble, а также инструменты Ликской обсерватории и Обсерватории Кека. Наблюдения показали, что атмосфера планеты в это время сильно менялась. Например, между 2002 и 2015 годами ее покрывала довольно густая облачность, а начиная с 2007 года она стала рассеиваться, достигнув минимума в 2020 году.

Вверху — Нептун в разные моменты времени между 1994 и 2022 годами. Внизу — изменения интенсивности солнечных УФ-лучей, связанные с 11-летними циклами солнечной активности.

Ученые заметили, что эти изменения следуют 11-летним солнечным циклам, хотя и с отставанием примерно в два (земных) года. Когда наша звезда достигает максимума активности, облака Нептуна становятся гуще, когда она проходит через минимум, облачность ослабевает. Скорее всего, это связано с влиянием солнечного ультрафиолета на верхние слои атмосферы ледяного гиганта.

Атмосфера Нептуна состоит в основном из водорода и гелия, однако содержит и другие газы, прежде всего метан, из которых и могут образоваться облака. Активное Солнце создает мощный поток УФ-лучей, запуская химические реакции, ведущие к накоплению метана и усилению облачности. И наоборот: когда звезда «успокаивается», Нептун получает меньше излучения, а его атмосфера снова расчищается.

Источник: Naked Science