Суббота, 20.04.2024

< Программу лунного кубсата Lunar Flashlight свернули из-за отказавших двигателей
17.05.2023 22:24 Давность: 339 days

В системе WASP-84 обнаружена вторая планета

У оранжевого карлика WASP-84 обнаружена вторая планета – горячая суперземля радиусом 1.95 радиусов Земли и массой 15.2 масс Земли, с орбитальным периодом 1.447 суток. Ее орбита пролегает внутри орбиты уже известного гиганта WASP-84 b.

Как правило, горячие юпитеры одиноки – у звезд с горячими юпитерами нет других планет. Однако существует не так много правил без исключений. У небольшого количества горячих юпитеров обнаружены близкие компаньоны на еще более тесных орбитах. Это говорит о том, что эти планеты оказались на своих текущих орбитах благодаря спокойной миграции в протопланетном диске, а не в результате высокоэксцентричной миграции, во время которой будущий горячий юпитер эффективно расчищает окрестности звезды от любых других небесных тел.

17 мая 2023 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию второй планеты в системе WASP-84. Первая планета – очень теплый гигант WASP-84 b – была представлена в 2013 году наземным транзитным обзором SuperWASP. Формально это горячий юпитер – его орбитальный период меньше 10 суток, однако из-за невысокой яркости родительской звезды WASP-84 b нагрета весьма умеренно – равновесная температура планеты оценивается в 732 ± 12 К.

Звезда WASP-84 попала на 34 и 61 сектора TESS. Анализ кривой блеска привел к открытию второго транзитного кандидата с периодом 1.447 суток и радиусом 1.95 ± 0.12 радиусов Земли. Авторы провели стандартную процедуру валидации – исключения астрофизических явлений, способных имитировать транзитный сигнал. Окончательное подтверждение планетной природы транзитного кандидата и измерение его массы было проведено методом лучевых скоростей с помощью спектрографов CORALIE и HARPS.

Масса внутренней планеты WASP-84 c оказалась равной 15.2 ± 4.5 масс Земли, что приводит к средней плотности 11.2 +4.5/-3.5 г/куб.см, соответствующей железокаменному составу. Равновесная температура планеты достигает 1329 ± 31 К. Почти наверняка она захвачена в резонанс 1:1 и повернута к своей звезде только одной стороной, а ее дневное полушарие представляет собой сплошной лавовый океан.

Планета WASP-84 c (показана красным цветом и подписана) на плоскости «Масса – Радиус» среди других транзитных экзопланет с измеренной массой. Показаны и подписаны другие планеты – компаньоны горячих юпитеров TOI-2000 b и WASP-47 c. Цветными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет различного химического состава (сверху вниз: супер-ганимедов, силикатных планет, планет земного состава и состоящих из железа).

Наличие внутренней планеты и малый наклон орбиты WASP-84 b к экватору звезды говорят о том, что эта система сформировалась благодаря спокойной миграции в протопланетном диске.