Пятница, 19.04.2024

< «Персеверанс» заснял движение серебристых облаков на Марсе
24.03.2023 22:34 Давность: 1 year

У двойника Солнца HIP 104045 открыты две планеты-гиганта

Методом лучевых скоростей открыты две планеты с минимальными массами 0.14 и 0.50 масс Юпитера и орбитальными периодами 316 и 2315 суток. Одна из планет расположена в обитаемой зоне.

Одной из интереснейших целей сравнительной планетологии является поиск планетных систем, максимально похожих на Солнечную систему. Среди критериев похожести – схожесть родительских звезд (звезда должна иметь характеристики, максимально близкие к характеристикам Солнца) и наличие планеты-гиганта на широкой орбите с низким эксцентриситетом – аналога Юпитера. Изучение таких систем поможет лучше понимать особенности происхождения и эволюции нашей Солнечной системы.

3 марта 2023 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию двух планет у двойника Солнца HIP 104045 (HD 200633). Планеты были открыты методом лучевых скоростей в рамках проекта STPS (Solar Twin Planet Search = Поиск планет у двойников Солнца). Как следует из названия, проект посвящен поискам планет у солнцеподобных звезд, он ведется с 2006 года на Южно-Европейской обсерватории с помощью спектрографа HARPS.

HIP 104045 – солнцеподобная звезда, удаленная от нас на 53.68 ± 0.08 пк. Ее масса оценивается в 1.030 ± 0.005 солнечных масс, радиус – в 1.05 ± 0.01 солнечных радиусов, светимость на 11 ± 1% больше солнечной. И содержание тяжелых элементов, и возраст звезды (4.5 ± 0.5 млрд. лет) также близки к солнечным значениям.

В период с июля 2006 года по сентябрь 2019 года было получено 39 измерений лучевой скорости HIP 104045. Периодограмма показала наличие двух синусоидальных колебаний, не сопровождающихся никакими признаками звездной активности. Авторы пришли к выводу, что оба колебания вызваны гравитационным влиянием планет.

Проективная (минимальная, m sin i) масса планеты b оценивается в 0.498 ± 0.074 масс Юпитера. Гигант вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите на среднем расстоянии 3.46 ± 0.31 а.е. и делает один оборот за 2315 ± 310 суток. Его температурный режим соответствует дальнему краю Главного пояса астероидов в Солнечной системе.

Параметры второй планеты c определены хуже. Ее минимальная масса составляет 43.2 ± 10.3 масс Земли – перед нами или массивный нептун, или (что вероятнее) – легкий газовый гигант. Орбитальный период планеты c оценивается в 316 ± 75 суток, температурный режим является промежуточным между температурными режимами Земли и Венеры. Орбита планеты пролегает в оптимистичной обитаемой зоне, но, конечно, будучи планетой-гигантом, HIP 104045 c не может быть обитаемой.

Для уточнения параметров обеих планет необходимы дальнейшие наблюдения.