Пятница, 29.03.2024

< Китай утвердил проект автоматической станции «Тяньвэнь-2» для добычи грунта с астероида
12.03.2023 22:30 Давность: 1 year

Мини-нептун у молодой звезды HD 207496 (TOI-1099)

Представлена планета массой 6.1 масс Земли и радиусом 2.25 радиусов Земли у молодого оранжевого карлика HD 207496. Планета быстро теряет водород, в будущем она станет супер-Ганимедом (планетой, состоящей из скальных пород и воды).

Для понимания эволюции планетных систем необходимо изучать планетные системы разного (и притом хорошо определенного) возраста. Особенно информативно изучение молодых систем, поскольку многие важные процессы, формирующие облик планет, происходят в первый миллиард лет. Это и приливное взаимодействие с родительской звездой, и потеря атмосферы благодаря фотоиспарению или нагреву горячим ядром. Поэтому изучение молодых планетных систем привлекает повышенный интерес.

8 марта 2023 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию мини-нептуна HD 207496 b. Планета была открыта TESS на 13 и 27 секторе и после процедуры валидации окончательно подтверждена методом лучевых скоростей с помощью спектрографа HARPS.

HD 207496 (TOI-1099) – оранжевый карлик спектрального класса K2.5 V, удаленный от нас на 23.638 ± 0.012 пк. Его масса оценивается в 0.80 ± 0.04 солнечных масс, радиус – в 0.77 ± 0.03 солнечных радиусов, светимость примерно в 3.5 раза меньше солнечной. Возраст звезды оценивается в 520 ± 260 млн. лет.

При массе 6.1 ± 1.6 масс Земли радиус планеты HD 207496 b составляет 2.25 ± 0.12 радиусов Земли, что приводит к средней плотности 3.17 +0.97/-0.91 г/куб.см. Планета вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите с большой полуосью 0.0629 ± 0.0011 а.е. (~21.5 звездных радиусов) и эксцентриситетом 0.23 ± 0.05, и делает один оборот за 6.441 суток. Эффективная температура планеты достигает 743 ± 26 К.

Планета HD 207496 b (показана черной точкой и подписана) на диаграмме «Масса – Радиус» среди других транзитных экзопланет с измеренной массой. Цвет планет отражает степень их нагрева, цветовая шкала расположена в левом верхнем углу графика. Пунктирными цветными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет различного химического состава.

На диаграмме «Масса – Радиус» HD 207496 b располагается на линии воды, но крайне маловероятно, что она только из воды и состоит. Планете с такой средней плотностью могут отвечать разные варианты химического состава – от железокаменного ядра, окутанного протяженной водородно-гелиевой атмосферой, до супер-Ганимеда, включающего значительную фракцию воды, с тонкой водородной атмосферой.

Расчет интенсивности жесткого излучения звезды привел авторов к выводу, что независимо от состава планета должна полностью потерять первичную водородно-гелиевую атмосферу за 1.0 ± 0.6 млрд. лет. Таким образом, в будущем она станет или суперземлей, или, что вероятнее, супер-Ганимедом с атмосферой преимущественно из водяного пара.

Кроме RV-сигнала транзитной планеты авторы обнаружили еще один сигнал с периодом 2.29 суток и полуамплитудой ~0.7 м/с, соответствующий планете с минимальной массой 1.25 масс Земли. Однако его достоверность низкая, и транзитов с таким периодом в данных TESS не обнаружено. Авторы склонились к выводу, что сигнал является проявлением звездной активности, однако планируют продолжить наблюдения, чтобы поискать в этой системе дополнительные планеты.