Пятница, 26.04.2024

< NASA запустило двигатели «Вояджер-1»
27.07.2022 22:40 Давность: 2 yrs

В системе GJ 3929 открыта вторая планета

У близкого (15.8 пк) красного карлика GJ 3929 открыта вторая планета с проективной массой 5.7 масс Земли и температурным режимом Венеры.

Поскольку вероятность транзитной конфигурации быстро падает с увеличением расстояния между планетой и звездой, близко расположенные транзитные планеты часто оказываются своеобразной «верхушкой айсберга». Нередко случается так, что исследователи, измеряя методом лучевых скоростей массу транзитной планеты, обнаруживают в этой же системе дополнительные не транзитные планеты на более широких орбитах. Именно это произошло с системой близкого красного карлика GJ 3929 (TOI-2013), где TESS обнаружила землеразмерную планету в «зоне Венеры» – т.е. в области, промежуточной между горячими планетами и обитаемой зоной.

Радиус планеты GJ 3929 b сначала оценили в 1.15 ± 0.04 радиусов Земли, орбитальный период составил 2.616 суток. Массу оценили методом лучевых скоростей с помощью спектрографа CARMENES – она оказалась равной 1.21 ± 0.42 масс Земли. Кроме того, на периодограмме прорисовался не слишком достоверный RV-сигнал с периодом ~14.3 суток. Первооткрыватели призвали продолжить наблюдения – как для уточнения массы транзитной планеты, так и для выяснения природы 14.3-суточного сигнала.

И это было сделано. 24 июля 2022 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная дополнительному изучению системы GJ 3929. Авторы получили 27 замеров лучевой скорости родительской звезды с помощью высокоточного инфракрасного спектрометра NEID (из них только 19 удачных) и 18 замеров с помощью спектрографа HPF. Также авторы отобрали 73 наиболее качественных измерений, ранее полученных на CARMENES, и провели совместный анализ данных.

После уточнения радиуса звезды радиус планеты b оказался равным 1.09 ± 0.04 радиусов Земли, а масса – 1.75 ± 0.45 масс Земли, что приводит к средней плотности 7.3 ± 2.0 г/куб.см, соответствующий железокаменному составу с большей, чем у Земли, долей железного ядра. Авторы полагают, что из-за близости к звезде планета лишилась большей части своей атмосферы. Впрочем, если на ней до сих пор происходит вулканическая активность, планета может быть окутана не слишком плотной атмосферой из тяжелых газов (например, углекислоты).

Планета GJ 3929 b (показана голубым цветом и подписана) на плоскости «Масса – Радиус» среди других транзитных экзопланет с измеренной массой. Цветом показана эффективная температура родительских звезд. Цветными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет различного химического состава (снизу вверх: из железа, земного состава, из силикатов, 50:50 из воды и силикатов, из силикатов + 1% водородной атмосферы). Серой полосой показано возможное положение планеты c.

После получения дополнительных замеров лучевой скорости достоверность второго RV-сигнала увеличилась. Поскольку он остается когерентным и не сопровождается никакими признаками звездной активности, авторы сочли, что он вызывается планетой GJ 3929 c с проективной (минимальной) массой 5.71 ± 0.94 масс Земли и орбитальным периодом 15.04 ± 0.03 суток. Эффективная температура новой планеты составляет 317 ± 3 К, а температурный режим близок к температурному режиму Венеры. Скорее всего, перед нами мини-нептун.

Источник: https://arxiv.org/pdf/2207.10672.pdf