Четверг, 02.05.2024

< Арабская станция Al Amal открыла новый вид сияний на Марсе
06.05.2022 22:50 Давность: 2 yrs

Открыты еще три планеты в системе TOI-500

Методом лучевых скоростей измерена масса транзитной суперземли с ультракоротким периодом TOI-500 b и открыты еще три не транзитные планеты.

Среди разнообразных экзотических типов экзопланет встречаются объекты с орбитальными периодами короче 1 суток – планеты с ультракороткими периодами. Как правило, радиусы таких планет не превышают 2 радиусов Земли, а сами они являются раскаленными железокаменными «огарками», чье дневное полушарие представляет собой сплошной лавовый океан. Из-за близости к родительской звезде вероятность транзитной конфигурации таких планет достаточно велика, и их эффективно обнаруживают космические транзитные миссии, в частности, «Кеплер» и TESS.

29 апреля 2022 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная суперземле с ультракоротким периодом TOI-500 b. Авторы поставили перед собой цель измерить массу планеты методом лучевых скоростей, что и успешно проделали, но в процессе измерения обнаружили еще три не транзитные планеты.

TOI-500 (GJ 9224, HIP 34269) – оранжевый карлик спектрального класса K6 V, удаленный от нас на 47.39 ± 0.05 пк. Его масса оценивается в 0.74 ± 0.02 солнечных масс, радиус – в 0.678 ± 0.016 солнечных радиусов, светимость примерно в 6 раз меньше солнечной. Медленное вращение и низкий уровень хромосферной активности говорит о зрелом возрасте в ~5 млрд. лет.

В марте2019 года был представлен транзитный кандидат TOI-500 b. TESS наблюдала звезду TOI-500 на 6,7 и 8 секторе (с 11 декабря 2018 года по 28 февраля 2019 года). Кривая блеска звезды продемонстрировала транзитный сигнал периодом 0.54818±0.00002 суток (13 часов 9 минут!) и глубиной 230 ppm, соответствующий планете радиусом 1.17 ± 0.06 радиусов Земли.

Чтобы измерить массу кандидата, авторы получили 197 замеров лучевой скорости звезды с помощью спектрографа HARPS. Масса TOI-500 b оказалась равной 1.42 ± 0.18 масс Земли, что приводит к средней плотности 4.9 +1.0/-0.9 г/куб.см. На плоскости Масса – Радиус планета лежит на линии силикатов, что говорит (при наличии у планеты железного ядра) о ее возможной обогащенности летучими веществами, например, водой в виде закритического флюида.

Планета TOI-500 b (показана красным цветом и подписана) на плоскости «Масса – Радиус» среди других транзитных экзопланет с ультракороткими периодами. Цветными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет различного химического состава (железных, силикатных, водных, а также промежуточного состава 50/50).

Помимо колебаний, вызванных гравитационным влиянием транзитной планеты, лучевая скорость звезды продемонстрировала еще три когерентных колебания с периодами 6.636 ± 0.0040, 26.23 ± 0.02 и 61.3 ± 0.3 суток, не сопровождающиеся никакими признаками звездной активности. Авторы пришли к выводу, что эти колебания вызываются не транзитными планетами с проективными массами 5.03 ± 0.41, 33.1 ± 0.9 и 15 ± 1 масс Земли, соответственно. Эксцентриситеты орбит всех четырех планет не превышают 0.08 и в пределах погрешностей совместимы с нулем. Температурный режим планеты d соответствует температурному режиму Меркурия, а планеты e – температурному режиму Венеры.

Авторы проанализировали динамическую устойчивость системы и нашли, что наклонение орбит двух внешних планет не может быть меньше 40°, а наклонение планеты c не может быть меньше 30°, причем взаимное наклонение орбит трех не транзитных планет не должно превышать 11°. Это означает, что истинные массы не транзитных планет близки к проективным массам, а вся система является приблизительно плоской подобно Солнечной системе.

Источник: https://arxiv.org/pdf/2204.13573.pdf