Понедельник, 29.04.2024

< 4 марта часть земной ракеты врежется в Луну
04.03.2022 22:48 Давность: 2 yrs

В системе π Столовой Горы открыта третья планета

Методом лучевых скоростей уточнена масса транзитного мини-нептуна pi Mensae c и открыта третья планета pi Mensae d с орбитальным периодом ~125 суток.

Видимая невооруженным глазом солнцеподобная звезда pi из созвездия Столовой Горы (pi Mensae, HD 39091) попала в поле зрения астрономов, занимающихся поисками внесолнечных планет, более двух десятилетий назад. Еще в 2001 году у этой звезды методом лучевых скоростей была открыта массивная планета-гигант с проективной массой около 10 масс Юпитера и орбитальным периодом около 2100 суток (~5.7 лет), вращающаяся вокруг своей звезды по резко эксцентричной орбите (e ~ 0.64). С запуском TESS была обнаружена и вторая планета – транзитный горячий мини-нептун с орбитальным периодом 6.27 суток и радиусом 2.14 радиусов Земли, масса которого была оценена по архивным RV-данным в 4.8 ± 0.9 масс Земли.

4 марта 2022 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная уточнению параметров известных планет в этой системе и открытию ранее неизвестной третьей планеты. Исследователи получили дополнительно 37 замеров лучевой скорости pi Mensae с помощью самого мощного на данный момент спектрографа ESPRESSO, и добавили их к уже имеющимся архивным замерам (77 на спектрографе UCLES и 145 на HARPS). Кроме того, с сентября 2018 года по декабрь 2020 года звезду интенсивно наблюдали на HARPS’е, доведя общее количество замеров до 413. Большой объем данных позволил существенно уточнить массу транзитной планеты и обнаружить ранее неизвестную не транзитную планету.

Масса мини-нептуна pi Mensae c согласно новым данным составляет 3.63 ± 0.38 масс Земли, что приводит к средней плотности 2.03 ± 0.22 г/куб.см. На плоскости «Масса – Радиус» планета располагается выше линии воды, что говорит о том, что она должна быть окружена водородно-гелиевой атмосферой. Тем самым pi Mensae c оказывается одной из самых рыхлых планет с массой меньше 4 массы Земли.

Горячий мини-нептун pi Mensae c (показан темно-красным цветом) на плоскости «Масса – Радиус» среди других транзитных экзопланет, чьи массы и радиусы измерены с точностью лучше 15%. Цветными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет различного химического состава.

Помимо колебаний, вызванных гравитационным влиянием планет b и c, лучевая скорость звезды демонстрирует еще одно колебание с периодом 124.64 ± 0.5 суток, не сопровождающееся никакими признаками звездной активности. Исследователи пришли к выводу, что эти колебания вызваны планетой с проективной массой 13.38 ± 1.35 масс Земли, находящейся на орбите с эксцентриситетом 0.22 ± 0.08. Величину большой полуоси орбиты авторы не приводят, но по третьему закону Кеплера ее можно оценить в 0.473 а.е. Таким образом, температурный режим третьей планеты pi Mensae d близок к температурному режиму Меркурия.

Интересно, что наблюдения сдвига положения звезды pi Mensae на небесной сфере астрометрической миссией «Гайя» позволили оценить наклонение внешней планеты pi Mensae b в 51.2 +14.1/-9.8°. Это значит, что ее истинная масса оказывается равной 12.6 ± 2 масс Юпитера, а сама планета находится недалеко от границы, разделяющей массивные планеты-гиганты и коричневые карлики. Большое взаимное наклонение орбит планет b и c и высокий эксцентриситет орбиты внешней планеты говорит о бурной динамической истории и общей «взболтанности» этой системы.