Четверг, 25.04.2024

< Астероид диаметром более 1 км пролетит мимо Земли 18 января
14.01.2022 22:24 Давность: 2 yrs
Категория: Система Марса, Малые тела, Жизнь

Установлено происхождение органики в марсианском метеорите

Детальный анализ марсианского метеорита Allan Hills 84001 возрастом четыре миллиарда лет показал, что органические соединения в нем образовались в результате геохимического взаимодействия между водой и горной породой. Возможно, считают авторы исследования, такие же реакции привели к появлению первых строительных блоков жизни на ранней Земле. Статья опубликована в журнале Science.

Метеорит Allan Hills (ALH) 84001 был обнаружен в Антарктиде в 1984 году и считается старейшим из известных фрагментов Марса, достигших Земли. Более того, это древнейший образец каменного материала, доступный для исследования, так как земные породы такого возраста не сохранились.

Марсианский метеорит (ALH) 84001.

Наличие в нем молекул органических соединений говорит о том, что на древней поверхности Красной планеты уже формировались органические молекулы, происхождение которых до сих пор оставалось загадкой. Существуют гипотезы их образования в результате ударных, магматических или гидротермальных процессов, биологического производства древними марсианскими организмами и даже загрязнения с Земли.

Исследователи из США, Германии и Великобритании под руководством Эндрю Стила (Andrew Steele) из Института Карнеги проанализировали минералогию метеорита ALH 84001 на наноуровне и пришли к выводу, что синтез органических молекул связан с реакциями карбонизации и серпентинизации минералов, подобными тем, которые происходят на Земле, когда базальтовые породы взаимодействуют с гидротермальными флюидами.

По мнению ученых, такие же реакции водного изменения базальтовой породы происходили в нойском периоде геологической истории Марса примерно четыре миллиарда лет назад.

"Анализ происхождения минералов метеорита послужил окном, раскрывающим как геохимические процессы, происходившие в начале истории Земли, так и потенциал Марса для жизни", — приводятся в пресс-релизе Института Карнеги слова Эндрю Стила.

Органические молекулы, содержащие углерод и водород, а иногда кислород, азот, серу и другие элементы, были обнаружены и в других марсианских метеоритах. По мнению исследователей, это указывает на то, что абиотический синтез органических молекул был частью марсианской геохимии на протяжении большей части истории Красной планеты — в результате реакции восстановления диоксида углерода образовывался органический материал.

"Такого рода небиологические геологические реакции ответственны за пул органических соединений углерода, из которых могла развиться жизнь, и представляют собой фоновый сигнал, который необходимо учитывать при поиске свидетельств прошлой жизни на Марсе. Более того, если эти реакции происходили на древнем Марсе, они должны были происходить и на древней Земле", — отмечает ученый.

Оригинальная статья: https://www.science.org/doi/10.1126/science.abg7905