Суббота, 20.04.2024

< Китайские ученые обнаружили воду в образцах лунного грунта
10.01.2022 23:03 Давность: 2 yrs

Открыта планета-гигант у красного гиганта HD 29399

Методом лучевых скоростей открыта планета с проективной массой 1.57 ± 0.11 масс Юпитера и орбитальным периодом 893 суток у близкого и яркого оранжевого гиганта HD 29399.

Большинство экзопланет открыто у звезд главной последовательности спектральных классов от позднего F до M. Свойства звезд более ранних спектральных классов (O, B, A и раннего F) не благоприятствуют поискам рядом с ними планет ни транзитным методом, ни методом лучевых скоростей. С одной стороны, большие размеры дисков звезд ранних спектральных классов делают мелкими даже транзиты планет-гигантов, а с другой, в спектрах OBA-звезд отсутствуют узкие линии, позволяющие измерять лучевые скорости с приемлемой точностью.

Лишь когда звезда раннего спектрального класса сходит с главной последовательности и начинает эволюционировать в красный гигант, ее радиус увеличивается, температура фотосферы падает, и в спектре проявляются многочисленные узкие линии. Поэтому большинство планет, открытых у звезд с массой больше 1.3 солнечных, открыты именно у красных гигантов и субгигантов.

6 января 2022 года в Архиве электронных препринтов появилась статья членов Женевской группы об открытии планеты у красного гиганта HD 29399. Планета была открыта методом лучевых скоростей в рамках программы CASCADES наблюдений ~640 GK гигантов южного неба с помощью спектрографа CORALIE и других. За 4811 суток (13.2 лет) исследователи получили 61 замер лучевой скорости HD 29399 со средней погрешностью от 3 до 8 м/с.

HD 29399 – оранжевый гигант спектрального класса K1 III, удаленный от нас на 44.2 ± 0.1 пк. Его масса оценивается в 1.17 ± 0.10 солнечных масс, радиус – в 4.47 ± 0.02 солнечных радиусов, светимость в 10 раз превосходит солнечную. Возраст звезды составляет 6.2 ± 0.5 млрд. лет.

Лучевая скорость HD 29399 демонстрирует когерентное колебание с периодом 893 ± 6 суток, не сопровождающееся никакими признаками звездной активности, и дополнительный линейный дрейф 1.9 ± 0.6 м/с в год, говорящий о наличии в этой системе третьего тела на широкой орбите. Авторы исследования пришли к выводу, что колебание вызывается планетой с проективной массой (m sin i) 1.57 ± 0.11 масс Юпитера, вращающейся вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите на среднем расстоянии 1.913 ± 0.008 а.е. Из-за высокой светимости звезды температурный режим планеты является промежуточным между температурными режимами Меркурия и Венеры. Вероятность транзитной конфигурации для нее близка к 1%.

Природа третьего тела пока неизвестна. Его период превышает 8000 суток, поэтому необходимы дальнейшие измерения лучевой скорости HD 29399, желательно с помощью разных спектрографов, чтобы исключить систематические погрешности.