Вторник, 21.05.2024

< «Джеймс Уэбб» заправили топливом
14.12.2021 22:58 Давность: 2 yrs

У близкого красного карлика GJ 367 обнаружен горячий супермеркурий на 7.8-часовой орбите

Представлена планета с радиусом ~0.72 радиусов Земли и массой ~0.54 масс Земли, вращающаяся вокруг близкого красного карлика GJ 367 (TOI-731) на расстоянии 3.4 звездных радиусов. Размер железного ядра достигает 86 ± 5% размеров планеты, что роднит ее с Меркурием.

Красными карликами называют звезды с температурой фотосферы менее 4 тыс. К, чьи масса и радиус не превышают 0.6 масс и радиусов Солнца. Это самый распространенный тип звезд – их доля в окрестностях нашей планеты превышает 75%. По данным, полученным «Кеплером», на каждый красный карлик в среднем приходится 2.5 ± 0.2 планет с радиусами менее 4 радиусов Земли и периодами короче 100 суток. Из-за малых размеров дисков звезд этого типа транзиты планет оказываются глубже, чем транзиты планет того же размера по дискам солнцеподобных звезд, а из-за малой массы звезд гравитационное влияние планет также оказывается заметнее. Все это делает близкие и оттого сравнительно яркие красные карлики привлекательной целью для поисков рядом с ними небольших планет.

«Кеплер» наблюдал преимущественно солнцеподобные звезды, но среди целей TESS значительную долю занимают оранжевые и красные карлики. 3 декабря 2021 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию транзитной планеты у близкого красного карлика GJ 367. Планета была обнаружена TESS на 9 секторе и в дальнейшем подтверждена методом лучевых скоростей с помощью спектрографа HARPS.

GJ 367 (LHS 2182, TOI-731) – красный карлик спектрального класса M1 V, удаленный от нас на 9.410 ± 0.005 пк. Его масса оценивается в 0.454 ± 0.011 солнечных масс, радиус – в 0.457 ± 0.013 солнечных радиусов, светимость в 34.7 раза меньше солнечной. Судя по низкому уровню активности и медленному вращению, звезда обладает зрелым возрастом, который, однако, плохо определен (8.0 +3.8/-4.6 млрд. лет).

Кривая блеска GJ 367 демонстрирует транзитный сигнал с периодом 0.32196 ± 0.00001 суток (7 часов 48 минут!) и глубиной 212 ± 42 ppm, соответствующей планете радиусом 0.718 ± 0.054 радиусов Земли. Чтобы правильно оценить размер планеты, исследователям пришлось учесть световое загрязнение ~9.5%, создаваемое фоновыми звездами, попавшими на тот же пиксель матрицы TESS. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0071 ± 0.0002 а.е. (~3.4 звездных радиусов), ее дневное полушарие нагрето до 1745 ± 43 К (в предположении нулевого альбедо).

Масса планеты составляет 0.546 ± 0.078 масс Земли, что приводит к средней плотности 8.1 ± 2.2 г/куб.см. Такая высокая средняя плотность говорит о том, что планета состоит преимущественно из железа – размеры ядра достигают 86 ± 5% размеров планеты. Этим GJ 367 b напоминает Меркурий, горячим аналогом которого она и является.

Планета GJ 367 b (показана звездой и подписана) на плоскости «Масса – радиус» среди других транзитных экзопланет с радиусами менее 2 радиусов Земли и массами, измеренными с точностью лучше 30%. Для сравнения приведены также планеты земного типа Солнечной системы. Цветными пунктирными и точечными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет различного химического состава. Кружками показаны планеты, чьи массы определены методом лучевых скоростей, треугольниками – TTV-методом.

Скорее всего, GJ 367 b уже утратила свою атмосферу, хотя, возможно, у нее сохранилась вторичная атмосфера из тяжелых газов. Планета будет прекрасной целью для JWST, который сможет изучать ее методами эмиссионной и трансмиссионной спектроскопии.

Источник: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/2112/2112.01309.pdf