Суббота, 20.04.2024

< «Индженьюити» решил проблему с автоматом перекоса
29.10.2021 22:50 Давность: 2 yrs
Категория: Система Марса

В возникновении микроволновых сигналов с Марса обвинили пылевых дьяволов

Физики пришли к выводу, что микроволновое излучение с Марса, которое зафиксировала система дальней космической связи NASA в 2009 году, могло возникнуть из-за пылевых бурь и "пылевых дьяволов" в атмосфере Марса. Результаты исследования опубликовал научный журнал Icarus, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.

"На Земле подобные излучение связано с так называемым резонансом Шумана – стоячими электромагнитными волнами сверхнизких частот, которые возникают из-за разрядов молний. На Марсе нет грозовых облаков, однако удары тока могут возникать в его атмосфере во время пылевых бурь. Мы определили, по какому механизму частицы пыли  могут порождать марсианский резонанс Шумана", – пишут исследователи.

Пылевые бури и другие атмосферные явления, связанные с накоплением частицы песка и других форм твердой материи в воздухе, служат главными "дирижерами" климата и погоды на Марсе. Они не только повышают температуру воздуха на несколько десятков градусов и затеняют поверхность планеты, но и ускоряют улетучивание воды из атмосферы Марса в открытый космос.

Планетологи достаточно давно пытаются понять, сопровождаются ли крупные пылевые бури и "пылевые дьяволы" – относительно небольшие вихри диаметром в несколько десятков метров – молниями и прочими атмосферными разрядами электричества. Их, предположительно, могут порождать столкновения частиц пыли с молекулами марсианского воздуха и их взаимное трение.

Российские ученые под руководством профессора НИУ ВШЭ Сергея Попеля пришли к выводу, что подобные разряды, связанные с пылевыми бурями, могли стать причиной необычного микроволнового излучения, которое зафиксировали на Марсе антенны дальней космической связи NASA в 2009 году во время одной из пылевых бурь.

Многие планетологи предполагали, что эти сигналы говорят о существовании марсианского аналога резонанса Шумана и марсианских молний. Впоследствии ученые начали сомневаться в этом, так как за пять наблюдений зонд Mars-Express не зафиксировал ни одного разряда электричества или связанных с ними низкочастотных атмосферных колебаний.

Российские ученые проверили, могут ли марсианские бури и "пылевые дьяволы" в принципе порождать разряды молний. Для этого они детально просчитали, как ведут себя частицы пыли во время этих бурь, и проанализировали, как будут протекать их электрические взаимодействия. Их расчеты показали, что бури и "пылевые дьяволы" способны вырабатывать мощные электрические поля, способные порождать молнии и запускать атмосферные колебания, похожие по своим свойствам на земной резонанс Шумана.

Для окончательного подтверждения этой теории, по словам Попеля и его коллег, необходимо провести замеры электрических полей вблизи поверхности Марса. Как надеются физики, первые наблюдения такого рода будут проведены в 2022 году после запуска второй половины миссии "ЭкзоМарс" – российской посадочной платформы "Казачок" и европейского марсохода "Розалинд Франклин".

Источник: ИТАР-ТАСС