Пятница, 29.03.2024

< В 2012 году человечество чудом избежало глобальной катастрофы
29.07.2014 00:26 Давность: 10 yrs

Обнаружены две планеты-гиганта у яркой звезды эта Кита

Возможно, планеты находятся в орбитальном резонансе 2:1.

К маю 2014 года было открыто 387 многопланетных систем у звезд различных типов, и их количество продолжает расти. Однако большинство систем, обнаруженных у звезд промежуточной массы (1.3-3 солнечных масс), включают в себя только одну экзопланету. Тем интереснее оказывается открытие международной группы астрономов из Германии и Гонконга, которые обнаружили у яркого оранжевого гиганта эта Кита (HIP 5364, HD 6805, HR 334) сразу две планеты-гиганта, близкие к орбитальному резонансу 2:1. Обе планеты укладываются в закономерность, подмеченную для планет звезд промежуточной массы: они массивны и находятся на широких орбитах с низким эксцентриситетом.

Эта Кита удалена от нас на 38.0 ± 0.2 пк. Это оранжевый гигант спектрального класса K1 III (по другим данным – K2 III), чья масса оценивается в 1.7 ± 0.1 солнечных масс, радиус – в 14.3 ± 0.2 солнечных радиусов, светимость близка к 77 солнечных. Звезда прекрасно видна невооруженным глазом – ее видимая звездная величина +3.46.

Наблюдения за звездой эта Кита в числе других 373 ярких G- и K-гигантов ведутся на Ликской обсерватории с июля 2000 года. Всего было получено 118 замеров лучевой скорости этой звезды, точность единичного замера составила 4-8 м/сек.

Минимальная масса (параметр m sin i) внутренней планеты эта Кита b составляет 2.55 ± 0.2 масс Юпитера. Планета вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптической орбите с большой полуосью 1.28 а.е. и эксцентриситетом 0.12 ± 0.05, и делает один оборот за 407 ± 3 земных суток.

Минимальная масса внешней планеты эта Кита c несколько выше – 3.3 ± 0.2 масс Юпитера. Гигант вращается вокруг своей звезды на среднем расстоянии 1.91 а.е., эксцентриситет орбиты также невелик и оценивается в 0.08 ± 0.04.

Из-за высокой светимости звезды обе планеты оказываются горячее Меркурия.

Авторы открытия провели анализ динамической устойчивости этой системы и нашли, что она устойчива только при наклонениях i, не сильно отличающихся от 90°. При наклонении менее 49° система становится полностью неустойчивой и срывается в хаотический режим уже через несколько тысяч лет (внешняя планета при этом, как правило, выбрасывается из системы). Также авторы отмечают, что взаимное гравитационное взаимодействие обеих планет возмущает их движение достаточно сильно для того, чтобы, продолжив мониторинг лучевой скорости эта Кита еще в течение нескольких лет, можно было прямо определить их массы и наклонения орбит.