Пятница, 19.04.2024

< Счастливый удар подарил Земле золото
14.12.2010 05:01 Давность: 13 yrs
Категория: Организация космической деятельности, В России, За рубежом

В 2011 году ученые получат новые данные о темной материи и суперземлях.

Прогноз на 2011 год.

В 2011 году ученые получат новые данные о темной материи и реликтовом излучении, о магнитных микроструктурах на Солнце и похожих на Землю планетах за пределами Солнечной системы, считают опрошенные РИА Новости российские астрономы.

Кого искать на суперземлях?
В 2010 году число известных астрономам экзопланет - планет у других звезд - достигло символического рубежа: теперь их насчитывается более 500. При этом первая экзопланета была обнаружена чуть более 20 лет назад, в 1989 году. Быстрый рост количества обнаруженных внесолнечных планетных систем показал, что большая часть из них совершенно непохожа на Солнечную систему. Большинство найденных планет представляют собой «горячие юпитеры», газовые гиганты, обращающиеся на очень «тесных» орбитах.
Из-за ограниченных возможностей современных астрономических методов ученые пока очень редко открывают планеты с твердой поверхностью - так называемые «суперземли». Постепенно их количество растет. Одна из таких суперземель - Gliese 581g - стала первой потенциально обитаемой планетой за пределами Солнечной системы.
«Я ожидаю, что в 2011 году будут получены важные результаты по исследованию та называемых «суперземель» - экзопланет, незначительно превышающих размером и массой нашу Землю и потенциально способных быть прибежищем жизни», - сказал старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберг МГУ Владимир Сурдин.
Он напомнил, что астрономы Европейской южной обсерватории 1 декабря сообщили, что им впервые удалось получить спектр атмосферы «суперземли» GJ 1214b и заметить в нем признаки водяного пара или плотных облаков.
«Думаю, в ближайшие месяцы работы в этом направлении дадут интереснейшие результаты для экзобиологии», - сказал Сурдин.

«Магнитный коврик» Солнца
Возможно, в 2011 году произойдет прорыв в исследовании магнитной микроструктуры на Солнце, «магнитного коврика», считает Сергей Богачев, сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН). В беседе с РИА Новости ученый сказал, что долгое время физика Солнца исследовалась только с точки зрения глобальных процессов, например солнечных вспышек.
«Между тем в последние годы у меня лично возникает все более сильное ощущение, что основную роль в физике Солнца играет микроактивность в очень мелких структурах, которые опутывают весь диск Солнца, покрывая его как ковер», - сказал ученый.
Он полагает, что в 2011 году люди узнают об этой физике «очень много нового и неожиданного».
Богачев, который был один из разработчиков российского солнечного телескопа ТЕСИС, работавшего на борту спутника «Коронас-Фотон» хотел бы заняться проектом по изучению пограничного слоя между короной Солнца и его поверхностью.
«Корона Солнца нагревается в очень тонком слое толщиной около 5 тысяч километров, на его нижней границе которого температура равна 10 тысячам градусов, а на верхней - уже миллион. Что происходит в этом слое - загадка», - сказал ученый.
По словам Богачева, уже два года он и его коллеги вместе с учеными из Гарварда работают над совместной заявкой, которую планируется реализовать на российском спутнике.
«Мы планируем впервые увидеть корону Солнца с угловым разрешением в 100 километров. Вот этот проект, мы уверены, с будущего года уже начнется», - сказал он.

Темная материя
Астрономы ожидают, что в следующем году будут получены новые данные о темной материи.
Эта таинственная субстанция проявляет себя исключительно через гравитационное взаимодействие с галактиками, внося искажения в их движение.
Частицы темной материи не взаимодействуют с какими-либо видами электромагнитного излучения, а потому не могут быть зафиксированы во время непосредственных наблюдений. На долю темной материи приходится около 23% массы Вселенной («обычная» материя составляет лишь около 4% массы), а все остальное приходится на не менее загадочную темную энергию.
В конце ноября 2010 года проверка справедливости космологической модели Вселенной, по которой около 72% ее массы приходится на темную энергию, по новой методике подтвердила, что Вселенная «плоская», а так называемая космологическая постоянная, которую Альберт Эйнштейн называл своей главной ошибкой, может быть объяснением ускорения ее расширения. Ученые рассчитывают, что им удастся зафиксировать потоки высокоэнергетических космических лучей, которые могут быть результатом аннигиляции частиц темной материи (WIMP - weakly interacting massive particle).
«Я думаю, что есть вероятность, что к концу 2011 года будут получены интересные данные по темной материи. Это могут сделать как детекторы в подземных лабораториях, так и обсерватория имени Ферми или AMS», - сказал РИА Новости научный сотрудник ГАИШ Сергей Попов.
Магнитный альфа-спектрометр (AMS) (предназначен для изучения космических лучей, поиска антиматерии и темной материи) создан американскими учеными и прошел окончательные тесты в ЦЕРНе. Его предполагается отправить на МКС в феврале 2011 года одним из последних рейсов шаттла.
Кроме того, считает Попов, европейский космический телескоп «Планк» «начнет давать результаты по реликтовому излучению, что крайне важно для наблюдательной космологии».

В объятиях Меркурия
В марте 2011 году зонд НАСА «Мессенджер» (Messenger), запущенный еще в 2004 году, должен выйти на орбиту вокруг Меркурия и стать его первым искусственным спутником.
«Меркурий - наименее изученная из планет. Мы даже не знаем, как выглядит вся его поверхность. Меркурий практически лишен атмосферы, поэтому его поверхность, как и лунная, меняется очень медленно и хранит на себе следы метеоритной бомбардировки миллиарднолетней давности. Изучив ее, мы узнаем много нового об истории Солнечной системы», - сказал Сурдин.
«Мессенджер» в ходе сближений с Меркурием обнаружил на поверхности планеты следы недавней вулканической активности, а также изучил состав ее атмосферы и возмущения магнитосферы.
По словам Сурдина, важным событием для российских астрономов в 2011 году станет введение в строй на Северном Кавказе новой обсерватории ГАИШ, оснащенной современным 2,5-метровым телескопом, вторым по размеру в России.
Он также надеется, что в 2011 году после многолетнего перерыва откроется Московский планетарий, и «Вселенная станет ближе для миллионов москвичей и гостей столицы».
Московский планетарий, созданный по решению Московского совета для пропаганды науки о Вселенной, работал с 5 ноября 1929 года. Он был закрыт для посетителей 14 июля 1994 года. Объект был признан аварийным, а многие его коммуникации морально и технически устарели. С момента его закрытия единственным действующим планетарием Москвы оставался планетарий культурного центра Вооруженных сил в Екатерининском парке.
Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин в ноябре заявил, что открытие московского планетария перенесено на 12 апреля 2011 года.