Воскресенье, 24.11.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< Россия возобновит научную деятельность в космосе
08.12.2010 05:24 Давность: 14 yrs
Категория: Луна, Освоение Солнечной системы
Количество просмотров: 10552

Лунная индустрия — утопия или перспектива?



Статья опубликована в журнале «Российский космос» № 12


Не так давно генеральный директор — генеральный конструктор Научно-производственного объединения имени Лавочкина Виктор Хартов заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что Россия намерена возродить свою лунную программу. «Спустя сорок лет Россия «вернется» на Луну, — сказал Хартов. И даже сделал важное уточнение. — В 2013 году к спутнику Земли будет отправлен отечественный аппарат «Луна-Глоб».
Что касается дальнейших перспектив, то, по словам Виктора Хартова, «после 2015 года планируется российский проект «Луна-Ресурс/2», предусматривающий создание унифицированной посадочной платформы, лунохода с большим радиусом действия, взлетной ракеты с Луны, средств загрузки и хранения образцов лунного грунта, доставляемых на Землю, а также осуществление высокоточной посадки на маяк, расположенный на Луне».
Надо заметить, что тема освоения Луны часто становится предметом обсуждения на различных научных мероприятиях, которые организовывает редколлегия журнала. Вот и недавно в редакции «Российского космоса» прошло заседание круглого стола, на котором речь шла об индустриализации нашего естественного спутника.
В диалоге приняли участие редактор нашего журнала, президент Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Виктор Савиных, заведующий кафедрой астрономии и космической геодезии МИИГАиК профессор Игорь Краснорылов, представители научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» Виктор Васильев, Юрий Капранов, Георгий Куфаль и Сергей Перминов, а также заведующий отделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Владислав Шевченко.
В. Савиных: Быть или не быть промышленным базам на Луне? Сегодня можно с уверенностью сказать, что это дело ближайшего будущего. Луна становится все более доступной для космических транспортных средств и самой логикой научно-технического прогресса должна превратиться в один из реальных объектов инфраструктуры современной цивилизации. В связи с этим хотелось бы обсудить важные вопросы. Насколько необходимо для землян освоение Селены? Как мы намерены использовать лунные ресурсы? Какой ожидается отдача?
С. Перминов: Что бы не говорили скептики, но наиболее перспективным энергетическим ресурсом все же считается лунный гелий-3, который можно извлекать из поверхностного слоя лунного грунта. Этот изотоп вполне уместно использовать в наземных реакторах, работающих на принципе ядерного синтеза, в реакции «дейтерий-гелий-3». По различным оценкам с помощью тонны лунного гелия-3 можно получить 0,1 ТВт энергии. К тому же основным преимуществом этого процесса будет значительное снижение выделения газов, способствующих возникновению парникового эффекта и более низкий уровень выделения тепла в атмосферу, а также практически полное отсутствие радиоактивных отходов и резкое уменьшение потребностей в добыче угля, нефти и газа.
Ю. Капранов: Я бы добавил сюда еще вот что: среди перспективных направлений развития космической техники ученые все чаще называют создание на высоких орбитах гигантских солнечных энергетических установок. Параболические зеркала площадью в сотни квадратных километров смогут отражать на Землю значительное количество солнечной энергии. Не исключено, что уже в недалеком будущем вокруг Земли будет вращаться целая система искусственных солнц, преобразуя излучение нашего светила в экологически чистую энергию.
В. Шевченко: Одним словом, использование лунных ресурсов будет способствовать решению проблемы обеспечения энергией нашей планеты. Разумеется, для того, чтобы строить лунные производственные базы, необходимо очень многое доставить и на так называемую монтажную орбиту, и на Луну. Но здесь все упирается в достаточно малую полезную нагрузку кораблей, стартующих с земных космодромов. Судите сами: полезный вес «Востока» составлял примерно 1,7 процента. Более совершенный «Союз» — это уже 2,3 процента. Тот же «Спейс Шаттл» — 1,5 процента.
Другое дело — если удастся отправлять корабли с поверхности Луны, где сила тяжести составляет лишь 1/6 от земной. Тогда вывод груза на околоземную орбиту потребует в 20-30 раз меньших усилий, чем та же операция с Земли. Например, если бы с Луны стартовала ракета-носитель «Союз», то речь шла бы примерно о 200 тоннах полезной нагрузки. А это примерно половина собственного веса носителя.
В. Савиных: Интересно было бы обсудить и такой вопрос: что можно производить на лунных промышленных базах?
Г. Куфаль: Я полагаю, что номенклатура изделий здесь будет достаточно широка. Это листы, стержни из алюминия, магния, титана, железа, это порошок из чистых металлов и сплавов, анодированные металлические изделия и полуфабрикаты, а также конструктивные узлы для лунных сооружений. Другая группа изделий — это стекловолокно, керамика, теплоизоляция, различные покрытия с очень высокой отражающей способностью, теплозащитные и радиационные экраны различного назначения. Не забудьте тонкопленочные материалы, кремниевые пластины, фотоэлементы для солнечных батарей. Ну и, конечно, контейнеры для хранения и транспортировки ракетного топлива, и даже межпланетные космические аппараты.
Ю. Капранов: Можно также добавить, что лунные установки по производству кислорода из местных материалов могли бы обеспечить окислителем нужды и заправку космических транспортных грузовых и пилотируемых кораблей местного и дальнего следования, как на Луне, так и на селеноцентрической орбите. Причем местные ресурсы — то есть, породы, находящиеся на лунной поверхности — при надлежащей обработке уже в настоящее время могут обеспечить производство ракетного топлива достаточной эффективности для выполнения стартов с лунной поверхности.
Но я также хотел бы заметить, что при создании лунной индустрии вполне реально использовать и еще один немаловажный ресурс. Речь идет об утилизации и вторичном использовании элементов отработанных спутников.
В. Савиных: Это действительно довольно необычное направление. Потому что наше общество воспринимает «умершие» космические аппараты, сгоревшие ракетные двигатели, прочие фрагменты как космический металлолом, от которого необходимо избавиться. С одной стороны, это желание вполне справедливое, поскольку все эти фрагменты в нынешнем их виде ни что иное, как космический мусор, который создает реальную угрозу человеческой деятельности в околоземном пространстве. Но с другой стороны, космические аппараты — это действительно кладезь ценных материалов, которые рачительный хозяин вряд ли будет игнорировать. Ведь их можно еще и еще раз использовать по своему назначению, но в другом месте.
Г. Куфаль: Да, это действительно так. И здесь уместно напомнить некоторую статистику. В настоящее время в околоземном пространстве находится более десяти тысяч летательных аппаратов. При этом функционируют из них только шесть процентов. Вдумайтесь — шесть процентов.
В. Шевченко: Еще один важный аспект этой проблемы заключается в следующем. Если мы наладим, образно говоря, вторичную переработку брошенных спутников и двигателей, то это в перспективе может весьма существенно сократить поступление в околоземное пространство мелкого космического мусора. А это очень серьезная проблема. Цифры здесь впечатляющие. Только размером до десяти сантиметров насчитывается около 150 тысяч объектов. Что касается фрагментов менее сантиметра в диаметре — их миллионы. Во всяком случае, немецкий астроном Михаэль Освальд утверждает, что их там более 330 миллионов. И не смотря на малые размеры, это совсем не мелочь. Например, столкновение с каким-либо фрагментом размером-то в миллиметр будет подобно взрыву ручной гранаты. Ведь его скорость на орбите — 10 км/сек.
Важно также понять, что это не отвлеченные какие-то цифры. Всем прекрасно известны многие факты, когда фрагменты космического мусора весьма серьезно угрожали орбитальным станциям и кораблям. Это и 1999 год, когда к МКС опасно приближался обломок разгонного блока и российским специалистам пришлось корректировать орбиту станции. Это и 2001 год, когда пришлось проводить специальный маневр, чтобы МКС не столкнулась с семикилограммовым прибором, что потеряли во время выхода в открытый космос американские астронавты.
Причем важно отметить, что расположение этих фрагментов в околоземном пространстве весьма неоднородно. Если на низких орбитах — то есть до 400 км — мусор, как говорится, цепляется за верхние слои атмосферы и со временем падает на Землю, то на геостационарных орбитах он может вращаться бесконечно долго. Сегодня наиболее засоренным считается пояс от 200 до 2000 км, где летает около двух-трех тысяч тонн космического мусора. Многие специалисты полагают, что именно геостационарная орбита — наиболее выгодное место для размещения систем спутниковой связи. Но в ближайшие 20 лет она исчерпает свой ресурс, и, следовательно, здесь неизбежна жесткая международная конкуренция.
В. Савиных: Но вернемся к Луне… Получается, что использование лунных ресурсов и отработанных спутников, двигателей и так далее позволяет нам решать две важнейшие задачи. Во-первых, это освоение ближнего космоса. А во-вторых — очистка околоземного пространства. Здесь важно только наладить сбор и утилизацию этих самых отработанных спутников. Причем первичная переработка может происходить на роботизированных станциях, расположенных на орбитах с наибольшей «заселенностью» — то есть на 800 и 36000 км. После чего полученный металл можно будет направлять на лунные базы для дальнейшего использования. Вопрос в том, насколько нынешние земные технологии готовы к созданию таких орбитальных роботизированных систем.
И. Краснорылов: Прежде всего, позвольте напомнить, что в России накоплен огромный опыт исследования Луны, причем именно с помощью автоматов. Именно наши ученые, конструкторы, инженеры создали знаменитый автоматический возвращаемый аппарат станции «Луна-16», который впервые доставил на Землю образцы лунного грунта. Также во всем мире признаны результаты уникальной экспедиции автоматической станции «Луна-17», на борту которой находился «Луноход-1» — первая в истории науки управляемая с Земли передвижная лаборатория на поверхности другого тела Солнечной системы. На предприятиях отрасли ведутся и современные разработки.
Что касается результатов наших коллег, то хотел бы привести интересное сообщение. Американским космическим агентством совместно с компанией «Дженерал Моторс» для различных космических миссий создан новый робот-андроид Robonaut-2 (R-2). Он не только имеет форму человека, но и может работать как один из членов команды. Насколько нам известно, здесь были использованы самые последние достижения в робототехнике. И теперь R-2 способен выполнять весьма широкий спектр операций, начиная от тонких механических работ и заканчивая переноской различных грузов. Именно с его помощью можно осуществлять промышленную утилизацию отживших спутников.
Г. Куфаль: Нет нужды говорить и о том, что доставка этих материалов на Луну с околоземной или геостационарной орбит потребует на порядок меньше расходов, нежели непосредственная транспортировка материалов с Земли. Я уже не говорю об экологических последствиях дополнительных ракетных запусков.
И. Краснорылов: Обсуждая сегодня проблему индустриализации Луны, мы не должны забывать о том, что создание лунной базы является сложной многоплановой задачей. В частности, как на стадии подготовки, так и при реализации проекта лунной базы, независимо от ее целевого назначения, должны решаться вопросы координатно-временного обеспечения. Другими словами, должно быть предусмотрено составление карт лунной поверхности необходимой точности, разработаны методы и средства проведения геодезических, вернее, селенодезических работ, обеспечивающих постройку технических и жилых помещений.
В. Савиных: Подводя итог нашему диалогу, хотелось бы сказать следующее. Освоение Луны является естественным шагом земной цивилизации — к этому нас вынуждают растущая нагрузка на земную экологию и грядущая нехватка энергетических и сырьевых ресурсов. Достаточен ли для этих целей уровень земных технологий? Пожалуй, да. Полагаю, земляне готовы к созданию на Луне промышленной базы, которая станет естественным трамплином для дальнейшего прорыва в космос. Для России эта тематика имеет особое значение, ведь за ней стоит реальный путь к модернизации и созданию действительно конкурентной экономики в той области, где мы и по сей день сохраняем лидерство и располагаем существенным технологическим заделом.

 

Подготовил Владимир Попов


Комментарии

Комментарии

Забыли пароль?

Введите свое имя пользователя или адрес электронной почты. Инструкция по сбросу пароля будет немедленно отправлена по введенному адресу.
Сбросить пароль

Вернуться к форме входа в систему 

Инсоляция

(от лат. insolatio - выставлять на солнце) Облучение любого тела потоком электромагнитного излучения от Солнца... [далее]

 

Rambler's Top100