Пятница, 19.04.2024

< Messenger дотянулся до первых загадок Меркурия
09.09.2010 10:33 Давность: 14 yrs
Категория: Жизнь

Бактерии провели за бортом МКС более полутора лет

Бактерии, собранные в деревне Бир на южном побережье Великобритании, провели в открытом космосе за бортом Международной космической станции (МКС) 553 дня, и многие из них остались жизнеспособными - таким образом, микроорганизмы установили своеобразный "рекорд" выживания в открытом космосе, сообщила в понедельник телерадиокорпорация Би-би-си.
Цианобактерии под условным названием OU-20 в 2008 году поместили в специальные экспериментальные емкости за бортом европейского научного модуля "Коламбус" прямо на небольших кусочках породы, взятой со скал в британской деревне. Там бактерии подвергались воздействию ультрафиолетового излучения, резких перепадов температур и других "прелестей" открытого космоса. Выжившие бактерии спустя более полутора лет после размещения астронавты собрали и отправили в лабораторию Открытого университета Великобритании в Милтон-Кис.
Как пояснила руководитель исследования доктор Карен Олссон-Франсис (Karen Olsson-Francis), в отправленной на МКС породе были колонии разных видов бактерий, и эксперимент послужил "решетом", отсеявшим организмы с особыми свойствами.
"Мы могли бы отправить споры известных экстремофилов, и тогда бы мы могли быть уверены, что они выживут, потому что нам уже известно об их устойчивости. В этом случае же мы просто взяли сообщество бактерий, чтобы выбрать такие (устойчивые) организмы. Это обычные бактерии, живущие на побережье неподалеку от деревни Бир в графстве Девон, и они могут выжить в космосе", - сказала Олссон-Франсис, которую цитирует Би-би-си.
Как говорится в сообщении, OU-20 успешно пережили подобный эксперимент и в российском модуле "Биопан-6" на борту спутника "Фотон-M3". В этом же эксперименте 2007 года тихоходки - микроскопические беспозвоночные, населяющие водоемы и тонкие водные пленки в почве, мхах и другой среде, - установили рекорд продолжительности пребывания в космосе среди представителей царства животных.
Пока не ясно, каким образом OU-20 пережили более полутора лет за бортом МКС. Известно, что споры бактерий могут успешно переносить годы на орбите, однако 553 дня в космосе - это абсолютный рекорд для цианобактерий, сообщает телерадиокорпорация. Сами OU-20, по словам ученых, похожи на бактерии группы Gloeocapsa. У них толстые клеточные стенки, что, как считают исследователи, могло помочь им пережить длительный эксперимент.
"Gloeocapsa формируют колонию из множества клеток, которая, вероятно, защищает клетки в центре от ультрафиолета и дает некоторую устойчивость к обезвоживанию. Имеющиеся у нас бактерии этой группы относятся к антарктическим видам, однако они также распространены в пустынях. Поэтому я подозреваю, что, помимо привычки формировать колонии, они обзавелись и способностью восстанавливать собственную ДНК", - сказал коллега Олссон-Франсис профессор Чарльз Коккелл (Charles Cockell).
По мнению исследователей, устойчивые к вакууму, радиации и перепадам температур бактерии могут быть использованы в системах жизнеобеспечения космических кораблей как "переработчики" отходов. Они также могут стать инструментом "биодобычи" (bio-mining) - выделения полезных ископаемых из пород на Луне или Марсе, если там когда-либо появятся базы людей.
Кроме того, подобные бактерии могут оказаться и "семенами жизни", способными совершать межпланетные путешествия на метеоритах и "заселять" ранее необитаемые миры. Например, другая бактерия, Deinococcus radiodurans - которая может пережить почти без потери жизнеспособности дозу острого облучения в 1 тысячу раз большую, чем смертельные для человека пять греев - могла перенести и "перелет" на астероиде, об этом в июле 2010 года заявила группа бразильских ученых.